• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большинство студентов педвузов хотят... работать в школе?

Ученые ВШЭ комментируют результаты лонгитюдного исследования «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов».

Исследование "Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов", проводимое учеными из Высшей школы экономики, необычно для нашей страны тем, что оно лонгитюдное (т.е. рассчитанное на изучение группы людей в течение многих лет). В таких исследованиях ученые обычно делают прогнозы и выдвигают гипотезы, а потом на протяжении многих лет их проверяют.

Сколько студентов, получив педагогическое образование, идут работать в школу? Десять процентов, говорят одни, ссылаясь на собственный опыт. Около двадцати, поправляют другие, ссылаясь на различные социологические исследования в области высшего образования. Двадцать пять, утешают третьи, ссылаясь на данные Минобрнауки.

Социологи и психологи задались вопросом, кто из студентов, только начинающих свое обучение, является потенциальной персоной "не с этого факультета", "не из этого вуза". Имелись в виду учащиеся всех специальностей — от юристов и экономистов до почвоведов и зоотехников.

Чтобы решить задачу, учеными был создан обобщенный "портрет" студента, который, вероятно, никогда не применит в жизни полученные в вузе профессиональные навыки. Оставалось посмотреть, сколько студентов на каких факультетах этому портрету соответствуют.

Конечно, любой декан может с уверенностью заявить, что он знает это и без всякой социологии. Но не будем торопиться. Опрос 3500 студентов в двух регионах — Республике Татарстан и Ярославской области — дал не совсем обычные результаты. Слово — авторам исследования.

Рассказывает Юлия Тюменева, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии НИУ ВШЭ:

— Мы выделили среди студентов "группу риска". Этот термин родился в недрах клинической медицины, когда нужно было понять, какие факторы скорее всего приведут человека к возникновению того или иного заболевания. В нашем исследовании этот термин обозначает группу людей, которые с высокой степенью вероятности могут сменить выбранную ими однажды образовательную траекторию. Например, эти студенты выбирают профессиональную карьеру, специальность, факультет. А потом, отучившись, говорят — нет, мне это не нравится, пойду-ка я займусь чем-нибудь другим. В этих действиях при нашей системе образования есть определенный риск — и для них самих, и для вузов, в которых они учатся, и для общества.

Какие потенциальные "симптомы" неприязненного отношения к своей будущей специальности выделили исследователи?

Во-первых, многое зависело от того, знал абитуриент при поступлении хоть что-то о своей будущей специальности. Из 3500 опрошенных студентов всех специальностей 13% ответили прямо и честно: "Ничего".

Во-вторых, долго ли вчерашний школьник колебался, выбирая факультет? Почти треть респондентов (28,3%) заявили, что выбрали специальность меньше чем за месяц до поступления. Похвальная откровенность, учитывая, что таких студентов наверняка было больше. Ведь абитуриенты просто раскидывали по разным вузам результаты ЕГЭ.

В-третьих, оказалось важным, работают ли студенты во время учебы по другой специальности на полную ставку. Да, работают, и еще как. Это подтвердили 11% опрошенных. И наконец, ко всему перечисленному психологи прибавили еще показатель устойчивости интересов (склонен ли студент быстро менять свои предпочтения).

Теперь посмотрим, что получилось.

40% студентов педагогических специальностей оказались в "группе риска" хотя бы по одному параметру.

Много это или мало?

Социологи провели анализ "групп риска" на всех специальностях. Среди студентов-менеджеров и экономистов колеблющиеся составили 41%, среди студентов-юристов — 38%. Одним словом, будущим педагогам не на что жаловаться: у их сверстников, обучающихся по юридическим и экономическим специальностям, дела обстоят так же.

Разочарованных среди них столько же, хотя в последнем случае речь идет о престижных факультетах с высокими конкурсами. Результаты исследования доказывают: вчерашние школьники идут изучать педагогику отнюдь не потому, что получили слишком низкие баллы ЕГЭ. Будь это так, в "группе риска" оказались бы 60-70% учащихся педвузов. Вовсе нет! Больше половины студентов педагогических специальностей сделали свой выбор обдуманно и сознательно. Они действительно хотят стать учителями.

Этот факт подтверждается и результатами международного исследования TEDS-M ("Оценка качества высшего образования"), проведенного в России в 2008 году Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA, Центром оценки качества образования ИСМО РАО при участии МГПУ, Рособрнадзора и Минобрнауки РФ. В 2008 году 91% из 20000 будущих педагогов заявили, что выбрали специальность, потому что любят работать с детьми, 64% признались, что хотят "оказывать влияние на будущее поколение", а 59% считают, что у них есть талант к преподаванию.

Возможно, нам придется сдать в архив историю о том, что современные педвузы вынуждены подбирать людей, проигравших в игру под названием ЕГЭ.

Гораздо больше "случайных людей" ученые из НИУ ВШЭ обнаружили среди представителей других специальностей.

Например, на гуманитарных факультетах число колеблющихся составляет 51%. На факультетах, связанных с сельским хозяйством, — 56%.

Рекорд же поставили студенты инженерно-технических специальностей, у которых "группа риска" составила 57%!

— Этот результат подтверждается исследованием, проведенным нами в 2000-2005 годах в рамках эксперимента по ГИФО, — говорит директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина. — При анализе зачисления в вузы мы обнаружили, что именно на инженерно-технические специальности поступали ребята с наиболее низкими баллами.

— К сожалению, если 60% студентов педагогических специальностей остаются не в группе риска, это еще не значит, что они закончат вуз и пойдут работать по специальности педагога, — говорит Дмитрий Попов, кандидат социологических наук, преподаватель факультета социологии НИУ ВШЭ. — Есть множество факторов, которые в конце концов влияют на решение человека, оставаться ли ему в рамках выбранной профессии или поменять ее. И факторы эти не всегда связаны с образованием. С помощью нашей методики мы с той или иной степенью достоверности можем сказать, готов ли человек учиться и работать по этой специальности. Но когда он заканчивает вуз, включаются другие факторы — условия рынка труда, отношение окружающих к той или иной позиции, которую он займет в обществе... Кстати, по результатам международного исследования TEDS-M, только 20% выпускников российских педвузов хотели бы связать всю жизнь со школой. И еще 21% решительно заявили, что никогда не будут работать учителями. Остальные взвешивают шансы на будущее. Каковы эти шансы?

...На будущий год социологи из ВШЭ снова придут к опрошенным студентам. Будут снова задавать им вопросы. Но один вопрос все равно останется незаданным. И это — главный вопрос. Если 60% студентов-педагогов действительно хотят стать учителями, почему никто не помогает им осуществить мечту?

Подробности

За последние годы во всем мире запущено немало социологических проектов общенационального значения для изучения жизни, учебы, работы школьников и студентов.

Важную роль среди них занимают Youth Cohort Study (YCS), Longitudinal Study of Young People в Англии (LSYPE), Longitudinal Surveys of Australian Youth в Австралии (LSAY), National Education Longitudinal Study (NELS) и др. В центре внимания социологов — большие группы подростков и молодых людей. Социологи на протяжении многих лет создают "портрет" целого поколения. Такие исследования называются лонгитюдными. Первый лонгитюдный проект "Университет и далее" был запущен в 70-е годы. Для него были взяты студенты второго курса и выпускники, проведен анализ их ожиданий и их реальных возможностей после вуза.

В конце 70-х в США стартовал длительный социологический проект NLSY-79, в ходе которого ученые сначала опрашивали молодых женщин, а потом следили (и продолжают следить) за жизненными траекториями их детей. Людям, родившимся в начале 80-х, уже по тридцать лет, но проект продолжается, и, возможно, когда-нибудь на вопросы социологов будут отвечать их собственные дети.

Социологические опросы такого масштаба позволяют вскрыть глубинную связь между фактами и явлениями, которые на первый взгляд кажутся случайными совпадениями. Масштабные лонгитюдные исследования очень дороги, но их результаты способны стать уникальным ресурсом содействия государственным ведомствам, ответственным за политику в сфере образования, здравоохранения, труда.

Такого рода проекты существуют практически во всех развитых странах — США, Великобритании, Австралии, Германии. Важно, что в этих странах на основе таких длительных научных исследований принимаются решения государственного уровня.

В 1992 году при участии Университета Северной Каролины (США) и Института социологии РАН в России был запущен длительный проект "Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения" (RLMS). В 2009 году НИУ-ВШЭ начала другой крупный лонгитюдный проект — "Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов". В ходе этого проекта собирается подробнейшая информация о школьниках и студентах, их семьях, образовании, работе, социальном и материальном статусе их семей.

 

Светлана Кириллова, Первое сентября

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.