• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция научно-учебных групп

13 октября состоялась конференция четырех социологических научно-учебных групп ВШЭ «Профессии социального государства», «Социология публичной сферы», «Семья и социальные неравенства» и Группы исследований социологии науки и профессий.

Конференция научно-учебных групп (НУГ) началась с брифинга «НУГ как форма коллективного исследовательского проекта: взгляд студентов и преподавателей». Члены научно-учебных групп — студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты и преподаватели — поделились своими впечатлениями об участии в этой коллективной форме исследований. Обсудили различные возможности улучшения деятельности научно-учебных групп, такие, например, как оптимизация схемы финансирования НУГов, интенсификация взаимодействия между группами, связей с общественностью и публикация нового сборника статей участников.

Заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов ВШЭ, руководитель Группы исследований социологии науки и профессий Роман Абрамов сравнил исследовательскую работу НУГа с процессом добычи руды в шахте, а конференцию — с возможностью для всех участников выйти на поверхность, чтобы показать свои результаты, обменяться опытом. Подытоживая брифинг, профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Павел Романов отметил, что НУГ — это ниша для профессиональной социализации, где вырабатывается умение работать в команде, создается атмосфера сотрудничества, укрепляются навыки совместного научного поиска, научно-исследовательская дисциплина и ответственность, здесь формируется коллективная идентичность, молодые исследователи начинают ценить дискуссии, публикации и другие способы получить признание в научном сообществе.

На следующих сессиях были представлены итоги работы научно-учебных групп. Первыми докладчиками стали участники НУГ «Профессии социального государства» (руководитель — Павел Романов). Доклад студента факультета экономики ВШЭ Романа Соловьева о попрошайничестве как квазипрофессиональной деятельности вызвал дискуссию о разнообразии типов и тактик попрошаек, особенностях жизненно-стилевых практик. В докладах аспирантов кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Дарьи Присяжнюк и Радика Садыкова рассматривались особенности профессионального статуса представителей медицинской профессии.

Аспирантка Ксения Лазебная, участница НУГ «Социология публичной сферы» (руководитель — профессор кафедры общей социологии ВШЭ Елена Ярская-Смирнова), в своем выступлении рассказала о перспективах применения теории Питирима Сорокина для исследования символов публичной сферы. Другие участницы этой группы выступили с докладами, основанными на материалах эмпирических исследований общественных движений и сообществ и выполненных в стратегии кейс-стади. Перформативный характер публичной сферы на примере велодвижения и протестного искусства продемонстрировали магистры социологии Арина Шаронова и Эльвира Кульчицкая. Концепты дестигматизации и социальной инклюзии обсуждались в докладе Валерии Маркиной и Ольги Вербилович с использованием данных интервью с родителями детей-инвалидов.

Дружная и наиболее представительная команда НУГ«Семья и социальные неравенства» (руководитель — доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Жанна Чернова) исследует изменения в сфере семьи и родительства, происходящие в контексте трансформаций современного российского общества. Докладчики от группы представили анализ института родительства через призму оптики власти (Наталья Ефремова), исследования практик ответственного отцовства (Ксения Шальман) и социального родительства (Анастасия Сидоренко). За докладами последовала дискуссия по актуальным сегодня темам социологии — о ювенальной юстиции, гендерном вопросе, социальном сиротстве.

Выступления участников группы исследований социологии науки и профессий, которые работают над проектом «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания» рассказали о коммуникациях между наукой и обществом. Александра Лихрева представила доклад по моделям вовлечения публики в процесс потребления и производства научно-популярного знания на основе интервью с научными журналистами. Маргарита Стаф проводила анализ мотивов и целей потребителей Popular Science на основе данных онлайн-опросов студентов различных вузов и онлайн фокус-группы. Марина Сикорская рассказала о переплетении общественной и научной рациональности (медиализации науки), причиной которой, по ее мнению, является возрастающая конкуренция за внимание публики и необходимость удержания авторитета научного знания.

Тон в обсуждении каждого из представленных докладов задавали дискутанты, которые показывали сложность и неоднозначность выбранных для исследования проблем, обращая внимание участников на теоретические аспекты и возможности реинтерпретации данных. В качестве дискутантов выступили члены научно-учебных групп — преподаватели и научные сотрудники НИУ ВШЭ: В.К. Антонова, И.А. Груздев, Ю.А. Зеликова, Н.К. Иконникова, Н.В. Печерская.

В ходе конференции участники обсудили такие возможности улучшения деятельности научно-учебных групп, как оптимизация схемы финансирования групп, интенсификация взаимодействия между группами, связей с общественностью и публикация нового сборника статей участников.

 

Татьяна Золотухина, Анастасия Сельченок, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.

Люди без памяти

Что делает с современным человеком культ скорости.

Работа на миллион

Что такое массовые профессии и есть ли у них будущее.

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.

Патриархат в Европе

Как меняются гендерные установки мигрантов из мусульманских стран.

Лишний вес наступает

Почему люди все чаще умирают от ожирения и что предлагают ученые.

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Учитель должен помнить, что самое важное в его работе не предмет, а школьник

В конце минувшего года преподаватель социологии в Лицее НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин стал лауреатом «Золотой Вышки» в новой номинации «Успех учителя». Новостная служба ВШЭ поговорила с ним о том, каким должен быть учитель, зачем изучать социологию, об отличии современных детей от детей 90-х годов, а также о том, что не так в современной школе.

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.