• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция научно-учебных групп

13 октября состоялась конференция четырех социологических научно-учебных групп ВШЭ «Профессии социального государства», «Социология публичной сферы», «Семья и социальные неравенства» и Группы исследований социологии науки и профессий.

Конференция научно-учебных групп (НУГ) началась с брифинга «НУГ как форма коллективного исследовательского проекта: взгляд студентов и преподавателей». Члены научно-учебных групп — студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты и преподаватели — поделились своими впечатлениями об участии в этой коллективной форме исследований. Обсудили различные возможности улучшения деятельности научно-учебных групп, такие, например, как оптимизация схемы финансирования НУГов, интенсификация взаимодействия между группами, связей с общественностью и публикация нового сборника статей участников.

Заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов ВШЭ, руководитель Группы исследований социологии науки и профессий Роман Абрамов сравнил исследовательскую работу НУГа с процессом добычи руды в шахте, а конференцию — с возможностью для всех участников выйти на поверхность, чтобы показать свои результаты, обменяться опытом. Подытоживая брифинг, профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Павел Романов отметил, что НУГ — это ниша для профессиональной социализации, где вырабатывается умение работать в команде, создается атмосфера сотрудничества, укрепляются навыки совместного научного поиска, научно-исследовательская дисциплина и ответственность, здесь формируется коллективная идентичность, молодые исследователи начинают ценить дискуссии, публикации и другие способы получить признание в научном сообществе.

На следующих сессиях были представлены итоги работы научно-учебных групп. Первыми докладчиками стали участники НУГ «Профессии социального государства» (руководитель — Павел Романов). Доклад студента факультета экономики ВШЭ Романа Соловьева о попрошайничестве как квазипрофессиональной деятельности вызвал дискуссию о разнообразии типов и тактик попрошаек, особенностях жизненно-стилевых практик. В докладах аспирантов кафедры социально-экономических систем и социальной политики ВШЭ Дарьи Присяжнюк и Радика Садыкова рассматривались особенности профессионального статуса представителей медицинской профессии.

Аспирантка Ксения Лазебная, участница НУГ «Социология публичной сферы» (руководитель — профессор кафедры общей социологии ВШЭ Елена Ярская-Смирнова), в своем выступлении рассказала о перспективах применения теории Питирима Сорокина для исследования символов публичной сферы. Другие участницы этой группы выступили с докладами, основанными на материалах эмпирических исследований общественных движений и сообществ и выполненных в стратегии кейс-стади. Перформативный характер публичной сферы на примере велодвижения и протестного искусства продемонстрировали магистры социологии Арина Шаронова и Эльвира Кульчицкая. Концепты дестигматизации и социальной инклюзии обсуждались в докладе Валерии Маркиной и Ольги Вербилович с использованием данных интервью с родителями детей-инвалидов.

Дружная и наиболее представительная команда НУГ«Семья и социальные неравенства» (руководитель — доцент кафедры социологии Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Жанна Чернова) исследует изменения в сфере семьи и родительства, происходящие в контексте трансформаций современного российского общества. Докладчики от группы представили анализ института родительства через призму оптики власти (Наталья Ефремова), исследования практик ответственного отцовства (Ксения Шальман) и социального родительства (Анастасия Сидоренко). За докладами последовала дискуссия по актуальным сегодня темам социологии — о ювенальной юстиции, гендерном вопросе, социальном сиротстве.

Выступления участников группы исследований социологии науки и профессий, которые работают над проектом «Popular Science: к социологическому пониманию пограничных состояний научного знания» рассказали о коммуникациях между наукой и обществом. Александра Лихрева представила доклад по моделям вовлечения публики в процесс потребления и производства научно-популярного знания на основе интервью с научными журналистами. Маргарита Стаф проводила анализ мотивов и целей потребителей Popular Science на основе данных онлайн-опросов студентов различных вузов и онлайн фокус-группы. Марина Сикорская рассказала о переплетении общественной и научной рациональности (медиализации науки), причиной которой, по ее мнению, является возрастающая конкуренция за внимание публики и необходимость удержания авторитета научного знания.

Тон в обсуждении каждого из представленных докладов задавали дискутанты, которые показывали сложность и неоднозначность выбранных для исследования проблем, обращая внимание участников на теоретические аспекты и возможности реинтерпретации данных. В качестве дискутантов выступили члены научно-учебных групп — преподаватели и научные сотрудники НИУ ВШЭ: В.К. Антонова, И.А. Груздев, Ю.А. Зеликова, Н.К. Иконникова, Н.В. Печерская.

В ходе конференции участники обсудили такие возможности улучшения деятельности научно-учебных групп, как оптимизация схемы финансирования групп, интенсификация взаимодействия между группами, связей с общественностью и публикация нового сборника статей участников.

 

Татьяна Золотухина, Анастасия Сельченок, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Учитель должен помнить, что самое важное в его работе не предмет, а школьник

В конце минувшего года преподаватель социологии в Лицее НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин стал лауреатом «Золотой Вышки» в новой номинации «Успех учителя». Новостная служба ВШЭ поговорила с ним о том, каким должен быть учитель, зачем изучать социологию, об отличии современных детей от детей 90-х годов, а также о том, что не так в современной школе.

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Роналд Инглхарт: «Очень хорошее будущее вполне вероятно»

Политолог и социолог Рональд Инглхарт — один из главных специалистов по счастью в мире. Ведущий исследователь в проекте World Values Survey, он больше 20 лет изучает, как меняются ценности и убеждения людей в разных странах. В 2010 году Инглхарт выиграл мегагрант Минобрнауки РФ и уже пятый год руководит Лабораторией сравнительных социальных исследований ВШЭ. В рамках международной конференции ЛССИ 16-20 ноября профессор Инглхарт выступит с открытой лекцией, а до этого, 13-14 ноября, возглавит встречу экспертов Ассоциации WVS, президентом которой он является. Накануне конференции издание «Кот Шредингера» поговорило с учёным о генетическом компоненте счастья и колоссальной разнице в его понимании в разных странах.

ВШЭ стала ближе к армянским студентам

С 13 по 18 сентября в Армении прошла международная осенняя школа «Социология как профессия», организованная ВШЭ совместно с Ереванским государственным университетом и Российским центром науки и культуры в Ереване. Это первое подобное мероприятие, которое Вышка провела для иностранных студентов в ближнем зарубежье.

«Журнал вбирает в себя соки широкого интеллектуального сообщества»

В журнале международной ассоциации гуманитариев The Bridge-Most вышло интервью с членами редколлегии журнала Высшей школы экономики «Социологическое обозрение». Публикуем фрагменты этого интервью.

Как зарождается социальный порядок

Каким образом публичные шествия могут стать источником новых форм социальных солидарностей? Что такое социальный порядок и как он возникает на микроуровне, например, в повседневных разговорах? На эти и другие вопросы пытаются дать ответы авторы свежего номера академического рецензируемого журнала ВШЭ «Социологическое обозрение» (Том 14, № 1).

Нашу идентичность конструируют те, кому мы доверяем

Как человек осознает свою принадлежность к какой-либо группе (общностям) и кто конструирует идентичность этих групп? Этому была посвящена открытая лекция младшего научного сотрудника факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольги Зевелевой. Лекция прошла в Сахаровском центре в рамках проекта «Университет, открытый городу».

«Душа — это латентный фактор»

В Вышке прошел вечер «Мы помним», посвященный памяти Александра Олеговича Крыштановского. В феврале 2015 года ему исполнилось бы 60 лет. Встреча и открытие аудитории его имени в новом здании факультета социальных наук на Мясницкой, 11 стала выражением памяти и благодарности человеку, который создавал факультет социологии ВШЭ и стал его первым деканом.