• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пространства для обучения: открытость и функционализм

30 октября состоятся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Изменения в восприятии пространств для самообразования, инноваций и обмена знаниями» выступил аналитик Центра эффективных образовательных сред Организации экономического сотрудничества и развития Алистер Блит (Alastair Blyth).

Университет и город — какие у них «отношения»? О чем говорят внутренние помещения образовательных учреждений? Какие бывают пространства между зданиями университетских кампусов, и почему они тоже важны? Об этом рассказал участникам семинара Алистер Блит — специалист в области образовательной политики и профессиональный архитектор с опытом практической и исследовательской работы в области дизайна учебного пространства.
 

Новый город или офисный район?
 

Когда мы говорим об образовательной среде, то имеем в виду не только саму школу или университет, их здания и территорию. Речь идет о городской среде вокруг образовательных учреждений, о жизни города вообще. Докладчик отметил, что «в разных странах мира университеты считаются главной силой «регенерации» и застройки городских пространств», и привел пример «одного парижского университета», который перестроил и превратил в новый город 130 гектар полуразрушенной промышленной зоны закрывшихся фабрик на берегу Сены. Проект был запущен в 1997 году, когда Париж создал специальный орган для проведения этой масштабной операции.

Университет с энтузиазмом взялся с перестройку старых зданий и застройку пустырей. Как известно, коммерческая недвижимость, — одна самых выгодных… На территории бывших заводов вырос новый деловой квартал с множеством офисных зданий. И тут в дело вмешался городской совет Парижа. Все надеялись, что застройщики привлекут к процессу разных людей, которые будут жить в новых домах, работать в офисах, ходить в тамошние магазины и проводить исследования в новых лабораториях. Иными словами, городской совет хотел видеть на месте старой промышленной зоны новый город, а получил лишь офисный район.

Совет пожурил университет за чрезмерную увлеченность коммерческой составляющей и предложил найти баланс между жилой и коммерческой недвижимостью, образовательными учреждениями и социальными службами. В итоге университету все же удалось воздвигнуть новый город-район, и сейчас там проживает около 15000 человек, хотя на фотографиях все пока еще выглядит необжитым. «Такие районы должны расти сами по себе, естественным образом. Очень трудно построить новый район и заставить людей там жить и взаимодействовать друг с другом», — отметил докладчик.
 

Обучение через общение
 

Сегодня активно строятся и осваивают новые пространства университеты в Корее, Китае и других азиатских странах. Они аккумулируют вокруг себя деловую жизнь, создают новые рабочие места, образуют «приуниверситетские» кварталы и районы. При этом им приходится решать массу сопутствующих проблем, в частности организации и адаптации для нужд людей инфраструктуры, и прежде всего транспортного сообщения.

Но какова конечная цель всей этой великой университетской стройки? По словам докладчика, это создание пространства для обмена знаниями, идеями и информацией. В одном университете Швеции ведется исследовательский проект, посвященный нобелевским лауреатам. Среди прочего исследователи изучали биографии «нобелевцев» (всех за все время существования премии) и пытались понять, какая среда «создает» нобелевского лауреата. Многие лауреаты отмечали, что их инновационные идеи рождались благодаря взаимодействию с самыми разными людьми в исследовательской среде университета.

Таким образом, главная задача университетского здания — стимулировать взаимодействие людей. Ведь сегодня меняется сама концепция образования: университет — это не просто место, где профессор обучает студентов, сегодня профессор и студенты учатся рядом друг с другом, вместе. А учиться сегодня можно по-разному.

Современную среду для обучения студента можно представить в виде двух пространств, физического и виртуального, и трех уровней: частного (своей комнаты, лаборатории или личного кабинета в интернете), среднего (где учащийся может привлекать своих коллег) и общедоступной среды (будь то городская библиотека или социальная сеть). Конечно, все большую роль начинает играть виртуальное обучение на индивидуальном уровне, иными словами — электронное обучение и возможность изучать учебный курс на диване по смартфону. Но это не значит, что аудитории университетов исчезнут, просто они должны быть организованы по-новому. В частности, университетам нужны пространства, где студенты смогут вести работу в группах при участии преподавателя.

В качестве иллюстрации докладчик привел пример университета Мельбурна, который стал по-новому использовать старые площади. Проектировщики переоборудовали старенький лекционный зал: убрали амфитеатр и поставили несколько круглых столов — в итоге у них получилась аудитория, где можно и обычные лекции читать, и с комфортом работать в группах. «Обучение — это в большей степени групповая деятельность, социальный процесс. И физические пространства для обучения должны быть не формальными лекционными залами, но помещениями, специально оборудованными для командной работы», — подчеркнул Алистер Блит.
 

Оживляя пространства
 

Еще одна тема, затронутая в докладе, касалась пространств между зданиями университетского кампуса. На этих территориях люди общаются и взаимодействуют ничуть не меньше, поэтому и здесь нужен функциональный подход к использованию и организации пространства. Один из главных трендов последних лет среди лучших (по пространственной организации) университетов — это в прямом смысле открытость и прозрачность в дизайне. Так, докладчик рассказал об университете Глазго, где преподаватели и студенты используют огромные студии open-air для лекций, совещаний, приема гостей и других целей. Между университетскими корпусами люди перемещаются по стеклянным галереям, при этом могут видеть, что происходит вокруг и ощущать свою причастность к происходящему, даже не будучи непосредственными участниками учебного или исследовательского процесса.

В принципе, потенциал использования внешних пространств, особенно с учетом развития беспроводного интернета, очень велик. Любые территории можно приспособить под обучение. Даже «мертвое» пространство между зданиями вуза можно оживить, построив там меленькое уютное кафе с бесплатным wi-fi. И в конце тяжелого учебного дня студенты смогут продолжить свое (теперь уже неформальное) обучение за дружеской беседой и чашкой кофе.

Подводя итоги доклада, Алистер Блит сказал: «Концепция пространства университета должна строиться как часть концепции развития городского пространства. Исследователи, которые занимаются пространствами для образования, видят свою миссию в том, чтоб вывести людей из закрытых пространств, дать им возможность общаться и взаимодействовать, сделать обучение более общественным».
 

Новый функционализм
 

Как отметила дискуссант Тереза Хейтор, профессор архитектуры Высшей технической школы Технического университета Лиссабона, обучение нельзя ограничить классной комнатой: «Неформальное обучение — очень важная форма приобретения знаний. И происходит оно, как правило, за стенами школ и университетов. И поэтому созданию и обустройству пространств для неформального обучения нужно уделить соответствующее внимание. Если мы на самом деле стремимся к инновационному образованию, мы должны совершенствовать всю обучающую среду вокруг школ и университетов в общегородском контексте. Город — это та среда, которая поддерживает обучение и формирует социальный опыт человека».

По словам второго дискуссанта Джона Уортингтона, профессора школы архитектуры университета Шеффилда, прежде чем строить новые здания, университеты должны задуматься над тем, как наиболее эффективным способом можно использовать имеющиеся пространства. «Более 40 процентов помещений традиционных университетов сегодня используются как места для общения. И преподаватели, и студенты встречаются и обсуждают какие-то вопросы в коридорах, молодежь любит посидеть и поговорить на ступеньках лестниц… Раньше эти пространства считались бесполезными, а сейчас они представляются нам весьма важными и нужными. Мы должны творчески подойти к тому, как задействовать эти пространства в обучении. Но самое главное, мы должны изменить образовательный процесс и работать по-новому как в старых, так и в новых помещениях».

Елена Булин-Соколова, руководитель управления по созданию образовательного комплекса «Сколково», выступавшая третьим дискуссантом, акцентировала внимание участников семинара на изменении приоритетов в образовании. Во всем мире и в нашей стране целью образования становится формирование у детей метапредметных навыков, не связанных с какой-то конкретной дисциплиной. «Мы хотим научить наших детей тому, как надо учиться, как работать в команде и как самостоятельно принимать решения. Но эти навыки требуют других пространств и другого отношения к оснащению этих пространств. Чтобы наши дети могли заниматься, например, проектной деятельностью, мы должны обеспечить их многофункциональными пространствами, где будут выделены различные зоны, где мебель можно будет передвигать в зависимости от цели урока, где можно будет трансформировать даже стены. Все помещение должно быть архитектурно приспособлено для решения образовательных задач», — отметила дискуссант.

По словам директора Института образования ВШЭ Ирины Абанкиной, чрезвычайно важно, что академическое и исследовательское сообщество активно обсуждает идеи использования пространства внутри, между и вокруг зданий как один из образовательных ресурсов.

Другой важный аспект — это стремление исследователей, университетов и проектировщиков к новому функционализму. «В докладе было ясно показано, как видится новая функциональность в современном образовании, — сказала Ирина Абанкина. — Сегодня нам были представлены четырехмерные пространства для обучения, пространства, которые «втягивают» в себя воображение, мотивацию, модели поведения. Конечно, нам еще многое предстоит сделать в этой сфере, но надежду в меня вселяет одно: Москва относится к редким городам мира, которые в качестве своей эмблемы могут дать силуэт образовательного учреждения».

 

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.