• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маяковский и фокстрот

13 февраля цикл открытых лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила преподаватель Института гуманитарных историко-теоретических исследований Ирина Сироткина, выступившая с лекцией «Маяковский танцует фокстрот: социальные танцы 1920-х годов» в Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина.

 Видеозапись

Все-таки надо ходить на лекции Высшей школы экономики в музеях Москвы, нельзя лишать себя такого удовольствия. Конечно, вы можете все увидеть и услышать, посмотрев видеозапись, но это не доставит той радости, как при непосредственном присутствии на месте действия и участии в процессе. В этот раз — особенно, потому что речь шла о поэте Владимире Маяковском и о танцах.

Необыкновенно увлекательный, проиллюстрированный старыми кинокадрами рассказ о поэте и нашей истории столетней давности представила Ирина Сироткина, преподаватель Института гуманитарных историко-теоретических исследований НИУ ВШЭ.

Для каждого поэзия — что-то свое. Но есть имена, объединяющие поколения. К сожалению, Владимир Маяковский для поколения XXI века не кумир, даже несмотря на то, что для русской поэзии XX века он значил не меньше, чем Пушкин для поэзии века предыдущего. Для многих Маяковский сегодня — скорее история, скорее революция, «Окна РОСТА», роман с Лилей Брик и трагическая пуля, чем стихи. А жаль.

Посмотрите и послушайте лекцию Ирины Сироткиной — необычно, интересно, впечатляюще. Еще один взгляд на историю и психологию, ушедший быт, музыку и хореографию, нормы морали и поэзию… И на Владимира Маяковского!

Для меня Маяковский — вот что. «Не домой, не на суп, а к любимой в гости две морковинки несу за зеленый хвостик. Я много дарил конфет да букетов, но больше всех дорогих даров я помню морковь драгоценную эту и полполена березовых дров». Почему-то именно эти стихи о любви меня тронули не меньше сонетов Шекспира. Они искренние. Впрочем, Маяковский был искренним во всем: и в поэзии, и в драматургии, и в кинематографе, и, как выясняется, в танцах.

Теперь о лекции, потому что Маяковский там, конечно, незримо присутствовал — речь шла о том, что мог танцевать и даже наверняка танцевал наш великий поэт. Сам Владимир Владимирович утверждал, что делает стихи всем телом, и ритм, присущий его поэзии, был, следовательно, ритмом его могучего тела. И снова он такой разный: в чем-то марш, в чем-то вальс, а в чем-то и фокстрот. Рассматривать поэта и поэзию с этой точки зрения мне как-то не приходило в голову, но, послушав лекцию, понимаешь, как много потеряно и стихов, и танцев.

Кто сейчас помнит матчиш? Ну, танго и фокстрот — еще туда-сюда, а матчиш? Это что за зверь? А вот смотрите и слушайте! Узнаете, что такое «шаг индюшки», «объятия кролика» и у кого учился танцевать фокстрот «наше все» в кинематографе Сергей Эйзенштейн.

Вот ведь чем хороши лекционные четверги в музеях Москвы — тем, что они разные, как Маяковский. Для кого-то это экономика, история, философия, для кого-то социология или право, космические исследования или эволюция трудностей в живой природе. Или поэзия и танцы. Мы очень стараемся для вас, непременно приходите. А пока посмотрите и послушайте лекцию Ирины Сироткиной — необычно, интересно, впечатляюще. Еще один взгляд на историю и психологию, ушедший быт, музыку и хореографию, нормы морали и поэзию… И на Владимира Маяковского!

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ