• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как меняется потребительское поведение россиян

22 мая возобновил свою работу летний лекторий Вышки в Парке Горького. Сезон 2014 года открылся выступлением декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяны Комиссаровой на тему «Тренды в потребительском поведении россиян, наступила эра психологии».

 Видеозапись

Знаете ли вы, что половина населения нашей страны страдает рыночным анахронизмом? 50 процентов наших граждан — традиционалисты, считающие главными продуктами питания молоко, картошку и яйца. И такая доля традиционалистов не изменилась с 1993 года. В том, что половина из нас традиционалисты, нет ничего удивительного. Просто за двадцать лет нам как покупателям пришлось проделать путь, на который граждане многих других стран затратили полвека. Вот половина нас и потерялась где-то по дорогое, отстала, или не захотела с такой скоростью приспосабливаться к новым, рыночным условиям зарабатывания и траты денег.

Вторая половина делится на неравные части: 10 процентов — новаторы, а остальные 40 — по ситуации. Эти и подобные цифры как воздух необходимы маркетологам, чтобы заставить нас постоянно приобретать что-то новенькое, чтобы заставить нас потреблять. Маркетинг в России сильно изменился за последние двадцать лет. Это в 1990-е годы «количественное насыщение» рынка товарами так сильно радовало глаз. Теперь мы стали разборчивее, нас как покупателей теперь голыми руками не возьмешь, и это заставляет маркетологов искать новые пути, изучать нас, анализировать. Причем ориентируясь на все три составные части массы потребителей.

Молоко, картошка и яйца, конечно, хорошо, но есть еще и вторая половина, а в ней пресловутые 10 процентов креативных новаторов, которые первыми осваивают необычные деликатесы и садятся на диеты. Людям ведь недостаточно сделать покупку, им надо еще и порадоваться ей, приобрести вместе с ней положительные эмоции. Сейчас не начало 1990-х, когда радость вызывал сам факт наличия в продаже сахара или колбасы.

Новые поколения потребителей и разумных потребителей жаждут впечатлений. Поход за джинсами должен стать впечатлением для них — отсюда и обилие торгово-развлекательных центров, похожих, увы, друг на друга. Но ничего, это тоже временно, маркетологи поизучают нас и что-нибудь придумают.

Маркетинг — не только наука, но и искусство. В этом убедились слушатели лекции в летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Горького. И засыпали лектора такими вопросами, что вторая часть видеозаписи (с ответами на них) не менее интересна, чем собственно лекция.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023 пройдет в питерской Вышке

31 августа на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоится Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023. Более двадцати спикеров из ведущих университетов России представят лучшие маркетинговые практики и кейсы для высших учебных заведений. Мероприятие организовано Учебным центром подготовки руководителей питерской Вышки (Кочубей-центр) и консалтинговым агентством «Университеты и маркетинг».

«Восхищаюсь стремлением студентов НИУ ВШЭ учиться, обсуждать, расширять свои перспективы»

В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы в ноябре 2021 года стал доцент кафедры коммерции и маркетинга Познанского университета экономики и бизнеса Роберт Романовский. Он прочитал лекции по стратегическому брендингу для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в рамках курса «Искусство и городские коммуникации».

Участие студентов в «живых» бизнес-проектах на магистерской программе «Маркетинг»

С 2018 года проектная деятельность на программах магистратуры предусмотрена образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Она поможет студентам получать прикладные навыки для последующего трудоустройства и карьерного роста. Своим опытом организации проектной деятельности поделились представители магистерской программы «Маркетинг».

Две программы Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ признаны в Европе

Программа повышения квалификации «Маркетинг для профессионалов» и программа профессиональной переподготовки Master in Marketing аккредитованы Европейской маркетинговой конфедерацией. Теперь их выпускники, завершив учебу и сдав дополнительные экзамены, смогут получить сертификаты, признаваемые европейскими компаниями, в том числе представленными в России.

Новая маркетинговая реальность

Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала IQ HSE о том, как технологии помогают влиять на поведение покупателей.

Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит

Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

Маркетинг становится технологической профессией

4 апреля 2017 года в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие из серии «Маркетинг 2020: трансформация функции маркетинга». На этот раз перед аудиторией выступила Светлана Миронюк с мастер-классом «Новые роли и возможности маркетинга в эпоху BIGDATA, MachineLearning & AI». Модератором сессии стала Татьяна Комиссарова, декан ВШМиРБ НИУ ВШЭ.

Технологии меняют маркетинг

Какие тенденции определяют стиль жизни и мотивацию современного потребителя? Как изменятся в ближайшем будущем функции маркетинга и какие специалисты в этой области будут востребованы к 2025 году? Об этом рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.

Россияне мало доверяют отечественным брендам одежды

Несмотря на то, что в последние годы на рынке одежды появились новые отечественные бренды, россияне сохраняют верность зарубежным. При этом стратегия «маскировки» под иностранные бренды российским компаниям не помогает.

«Информационный фастфуд» как средство маркетинга

Способен ли медиаконтент менять поведение потребителей? Каким образом он помогает инновациям проникать на рынки? Об этом в рамках лекционного проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказала декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.