• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему западные ценности противопоставлены «нашим»?

Связаны ли публично выражаемые ценности и реальное поведение людей? Влияет ли ценностный выбор на качество жизни граждан? 28 мая в рамках проекта «Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Ирина Соболева выступила с открытой лекцией «Западные ценности vs "Духовные скрепы"».

Каждый человек индивидуален, каждый народ особенный, каждая страна уникальна. Или наоборот: люди все по сути своей одинаковы, да и все народы, в общем-то, похожи, а все страны проходят одинаковый путь развития, просто с разной скоростью и в разных условиях. Выбирайте, какое утверждение вам ближе.

«Западные ценности» и «духовные скрепы» — это про нашу страну, про всех нас. Ученые, социологи и политологи провели исследование ценностных предпочтений, духовных ориентиров. Граждане разных стран отвечали на пять вопросов о своих ценностях. Ценности такие: власть и богатство, достижения, самостоятельность, комфортность и традиции. И наши соотечественники чаще всего на первое место ставили власть и богатство! Здесь мы на первом месте, именно это мы считаем главной ценностью в жизни. А по пониманию ценности каких-либо иных личных достижений мы на пятом месте. Самостоятельность и независимость ценят только треть россиян, а комфортность и традиции вообще плетутся в хвосте. Вот и весь наш особый путь. Власть и богатство — вот наши «духовные скрепы». Кстати, «западные ценности» оказались совсем иными.

Ценности не бывают западными или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука, искусство, спорт или даже любование природой — все это ценно для личности

Почему же так? Почему мы на первое место ставим выживание, а не самовыражение? Пора осознать наконец, что пресловутые «западные ценности» — фантазия, прямо по Киплингу («Запад есть запад, восток есть восток, им не сойтись никогда»). И эта вымышленная противоположность травмирует умы граждан многих стран, россияне здесь вовсе не исключение.

Оказывается, все человеческие патриотические эмоции делятся на конкретные и абстрактные. Мы любим или не любим свою страну по-разному. Чем человек образованнее, чем выше его интеллектуальный уровень, тем более конкретные формы принимает его любовь. И гражданин, который не одобряет те или иные действия властей, — необязательно не патриот, он просто любит свою страну иначе, у него другие точки отсчета.

Абстрактная любовь к Родине, связанная с осознанием выживания как основной человеческой ценности, несколько противостоит любви конкретной, которая основной ценностью считает возможность самовыражения. И этот выбор любви к Родине не связан с материальным положением человека, он связан с его образовательным уровнем, с интеллектом и ценностной ориентацией. А ценности не бывают западными или восточными. Они бывают просто человеческими: любовь, семья, образование, наука, искусство, спорт или даже любование природой — все это ценно для личности. И с развитием этой самой личности самовыражение становится для нее ценнее простого выживания. Такова логика развития человека. Таковы общечеловеческие «духовные скрепы». И мы непременно к этому придем, иначе просто не бывает.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новый цикл лекций в КЦ ЗИЛ будет посвящен технологическим трендам

В апреле в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей Высшей школы экономики. Тема — «Глобальные технологические тренды». Ей будут посвящены четыре лекции, их прочтут эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Слушатели, посетившие все лекции курса, получат сертификат.

Что делают СМИ с нашим сознанием

О том, как медиа играют на особенностях человеческого мышления, влияя на мнение и поведение людей, рассказал в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин. Это была первая лекция из цикла«Медиа: вчера, сегодня, завтра».

Новый цикл лекций в КЦ ЗИЛ будет посвящен медиа

В феврале в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей Высшей школы экономики. Его тема — «Медиа: вчера, сегодня, завтра». Лекции будут читать преподаватели факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Слушатели, посетившие все лекции курса, смогут получить сертификат.

Студентка Вышки стала призером всероссийского конкурса НИРС

Студентка второго курса магистерской программы «Компаративистика: русская литература в кросс-культурной перспективе» НИУ ВШЭ Мария Кривошеина заняла третье место на всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ в секции «Гуманитарные и социальные науки». Ее исследование было посвящено проблемам рецепции Шерлока Холмса в России в начале XX века.

В осеннем лектории ВШЭ расскажут о городе и человеке

В новом сезоне в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых учёных Вышки в Культурном центре ЗИЛ» стартует цикл из шести лекций «Человек и город», который продлится до декабря.

Как создать и продать компьютерную игру

Всё, что нужно знать начинающим создателям игр — в четырех лекциях Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, прошедших в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».

Восприятие мира: скачками и точками

Движение глаз может рассказать ученым о неврологических заболеваниях человека, механизмах абстрактного мышления и даже может помочь констатировать смерть. Методика изучения того, как двигаются глаза, называется айтрекингом. О ней в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказал стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Михаил Походай.

У добрых дел есть «теплое свечение»

В рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Оксана Зинченко рассказала о том, как мозг распознает намерения других людей и побуждает нас к кооперации с ними.

В КЦ ЗИЛ молодые преподаватели Вышки расскажут об индустрии онлайн-игр

В апреле в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей ВШЭ. Он будет посвящен созданию онлайн-игр, их монетизации и продвижению. Лекции будут читать преподаватели Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, сотрудники компаний RJ Games, 101XP и Mail.Ru Games.

«Мозг-компьютерные» интерфейсы позволяют двигаться и говорить с помощью силы мысли

Микрочип в коре мозга дает парализованному человеку возможность самостоятельно взять чашку кофе, а испытуемые в лаборатории играют в «Супер Марио», просто думая о движениях.  О том, как это происходит, и о нейрокомпьютерных интерфейсах, разрабатываемых в НИУ ВШЭ, рассказала младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Елизавета Окорокова в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».