• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индустрия культуры переживает трансформацию

Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.  

 

Риск как стиль работы

Понятие креативных индустрий начало набирать популярность в конце ХХ века. Впервые концепт появился в политической среде в 90-е годы по инициативе лейбористов Великобритании. Это была попытка простимулировать замедлившийся рост экономики, рассказал Илья Кирия на лекции  «Креативные и культурные индустрии: каково их значение для экономики». Сегодня креативные индустрии — глобальное понятие, которое включает в себя индустрию культуры и широкий пласт творческих сфер деятельности, которым на самом деле, как отметил лектор, сложно дать определение.

Чтобы понять, что такое креативные индустрии, необходимо разобраться в том, чем они принципиально отличаются от индустрии культуры.

Главный продукт культурной индустрии — это текст в его глобальном смысле. «Это все, что влияет на наше понимание мира», — заметил Илья Кирия. Это может быть текст художественного произведения, аудиовизуальной продукции, сценариев и т.п.

Одна из характеристик культурной индустрии — техническая воспроизводимость, тиражирование продуктов. Хотя, как отметил лектор, есть исключения. Например, театр. Здесь речь не может идти о тиражировании, поскольку актеры, играя спектакль, каждый раз заново выходят на сцену.  

Наряду с традиционными продуктами, такими как фильмы, аудиосборники, мюзиклы и т.п., в категорию продукции культурной индустрии сегодня попадают вещи, производимые пользователями социальных сетей. «Это своего рода социальный обмен. В этой системе есть свои производители и свои потребители», — рассказал лектор.

Одна из особенностей индустрии культуры заключается в том, что ценность ее продукции не определена до момента выхода на рынок, что обусловливает большие риски.  «Когда в США проходит питчинг (презентация кинопроектов для инвесторов: ред), то из 250-400 трехминутных роликов, презентующих идею, потенциально интересными для инвесторов оказываются 40-50, из них 10-15 превращаются в пилоты, 6-7 заказываются и только 2-3 проекта в результате имеют реальный успех у аудитории», — рассказал Кирия.

В индустрии культуры существуют свои способы покрытия рисков. Это, например, финансирование не одного продукта, а целой серии(альбомы нескольких исполнителей, серия книг, журналов, пакет кабельных каналов), отсутствие заработных плат, разделение рисков с авторами (система гонораров). Сюда же входят: специфический менеджмент творческого труда (временные проекты), система звезд (взращивание или «покупка» звезд для привлечения аудитории и т.п), активный маркетинг.

В ближайшие годы, по мнению лектора, культурные индустрии будут неизбежно переживать период трансформации, связанный ростом количества устройств и способов потребления творческих продуктов. С одной стороны, производителям придется искать новые способы завоевания и поддержания спроса, с другой, открывается масса альтернативных возможностей.  

Экономика под знаком креативности

Если культурные индустрии — это системы с определенными правилами функционирования, то с креативными все иначе. Здесь больше обтекаемости и неопределенности. Так, правительство Китая оценивает долю креативных индустрий в своей экономике всего лишь в 2%, а в США и Бразилии она составляет по 10%. Но Китай, как рассказал Кирия, в отличие от других стран не причисляет к креативным индустриям, например, отрасль архитектуры.

Чаще всего к креативным индустриям относят такие сферы как мода, дизайн, гастрономия, цифровые платформы.

Понятие «креативные индустрии», а также «креативная экономика» и «креативный класс» часто связывают с концептом «информационного общества» или общества знаний, который предполагает то, что информация и информационные технологии занимают отныне центральное место в современном мире и в экономике.

Однако пока в этом направлении существует много дискуссий. Например, в последние годы выросла популярность термина «креативный класс». Его автор Ричард Флорида относит к креативному классу 60% населения США. В трактовке Флориды представители креативного класса — люди, которым платят за создание чего-либо нового, а не за работу по плану. Но, как отметил Кирия, четко сказать, кто принадлежит (по роду занятий, образу жизни и доходам) к креативному классу сложно. Это скорее удобный красивый термин, который может использоваться в самых разнообразных, в том числе политических целях. То же самое относится к понятию креативной экономики, которое взяли на вооружение чиновники для обоснования реализации тех или иных программ экономического развития. Например, концепции креативных городов, медиапарков и т.д.

Очевидно, что креативные индустрии, несмотря на зыбкость трактовок, будут развиваться. Большой потенциал в этом плане, по мнению лектора, у сферы туризма, а также инновационного производства и выпуска новых моделей потребительских товаров. 

На следующей лекции в парке Горького, которая пройдет 28 августа, поговорим об одной из самых насущных московских проблем — о пробках. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин расскажет, почему опыт многих мегаполисов Европы и Азии не применим к российской столице, чего ждать Москве от изменения парковочного режима и системы общественного транспорта в центре, а также затронет проблему модернизации метрополитена и железнодорожных магистралей, связывающих Москву с городами Подмосковья.

Марина Селина, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Учреждения культуры усвоили новые корпоративные ценности

Молодые сотрудники музеев, арт-центров, библиотек, галерей, издательств нередко движутся вверх по карьерной лестнице достаточно быстро. Но такой рост сопряжен с немалыми издержками: рабочий день становится ненормированным, поглощая время отдыха и досуга, а функции работников выходят за пределы, предписанные контрактом. Как бы то ни было, сотрудники учреждений культуры стараются вписываться в предлагаемые обстоятельства, иначе организации будет трудно выжить, выяснила преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) Маргарита Кулева, изучившая образ жизни работников «креативной индустрии».

Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих

Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.

Автомобильной Москвы на всех не хватит

Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

Доверие становится ценностью

Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.

5

Столько лекций еще прочитают преподаватели Вышки до конца лета в Парке Горького.

Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему

Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.

Осторожно, бренд!

Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.

От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма

Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.

Пять тысяч лет истории успеха Китая

Китай сегодня — крупнейший мировой экспортер, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции. У такого соседа, конечно, есть чему поучиться. 3 июля в рамках проекта «Университет, открытый городу», преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Максим Целуйко выступил в Парке Горького с лекцией «История Китая: изменчивая неизменность».