• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Граждане захватывают город

Все лето по понедельникам профессора Высшей школы экономики выступают с открытыми лекциями в Парке Горького. 17 июня с лекцией «Политика площадей» выступил заместитель декана факультета прикладной политологии ВШЭ Сергей Медведев*.

«Политика творится не в парламентах и властных кабинетах, она все больше творится на открытых городских пространствах» — этот тезис был одним из ключевых в выступлении профессора Медведева*, который для начала напомнил, что даже слова «политика» и «город» в греческом языке являются однокоренными. Европейские города, и прежде всего их площади, в средние века стали местом зарождения нового самосознания, оппозиции монархии. Оттуда постепенно вырастала буржуазия, а затем и демократия. Горожане стали гражданами.

Увы, России это процесс почти не коснулся. Города здесь не были альтернативой монаршей власти. Города по-российски — это крепости, к стенам которых робко жмутся посады. Их площади — в лучшем случае для торговли, но точно не для дискуссий. Все окрестные территории суть «внутренние колонии», которыми жестко управляет укрывшаяся в крепости власть. Много веков спустя аналогичные колонии стали складываться вокруг крупных промышленных предприятий. Население в российских городах прирастало, но граждане там так и не появились.

После десятилетий контроля со стороны коммунистической партии в Москве граждане неожиданно объявились в годы поздней перестройки, и сразу стало ясно, какую силу может иметь политика площадей — вспомним полумиллионные митинги на старой Манежной площади в 1990-1991 годах. Новая российская власть, по словам Сергея Медведева*, учла этот опыт, и пустынная «Манежка» была перестроена во что-то странное с подземным торговым центром, диковинными прудами, фонтанами и зверушками работы Церетели. Гражданские митинги с тех пор на Манежной не проводятся.

Не только Манежная — многие площади в Москве и других крупных городах бывших соцстран (например, Тяньаньмэнь в Пекине, Александерплац в Восточном Берлине) мало напоминают полноценные общественные пространства. В большинстве случаев это либо продуваемые всеми ветрами пустыри, либо места, где сходятся и расходятся транспортные потоки. Город, отнятый у горожан или ими невостребованный, отдается автомобилистам. Живые люди в Москве уступили пространство машинам.

Собственное тело, то есть физическое присутствие человека на площади, стало способом выразить гражданскую позицию и, в частности, протест против действий властей. Неслучайно, заметил Сергей Медведев*, митингующие и официальная полиция «соревнуются» в оценке числа участников митингов.

В девяностых годах прошлого века вообще казалось, что политика ушла с улиц, и не только московских. Но события последних лет — от киевского Майдана до каирской площади Тахрир, от московской Болотной площади до стамбульского Таксима — показывают, что городское пространство вновь приобрело свое политическое значение. Собственное тело, то есть физическое присутствие человека на площади, стало способом выразить гражданскую позицию и, в частности, протест против действий властей. Неслучайно, заметил Сергей Медведев*, митингующие и официальная полиция «соревнуются» в оценке числа участников митингов.

Гражданская жизнь возвращается не только на площади, но и на бульвары (вспомним «ОккупайАбай» или «Белое кольцо»), в кафе, где за чашкой кофе можно поговорить с единомышленниками, на мосты (акция группы «Война» на Литейном мосту в Санкт-Петербурге), даже в храмы. «Пусси Райот», по словам Сергея Медведева*, напомнили, что и храмы, при всей их специфике, тоже являются общественными пространствами. Что дальше? Театры? А почему бы москвичам не вернуть себе и Кремль с его музеями, площадями и Тайницким садом, который, кстати, был вполне открыт для публики в царское время?

«Мы стоим на грани тотального захвата городского пространства», — считает Сергей Медведев*. И именно «позитивные горожане, присваивающие себе свой город», дают профессору Медведеву* «большие надежды на будущее».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

 

Вам также может быть интересно:

Исследователи из разных стран обсудили в Вышке, как пандемия меняет гражданский активизм

X конференция исследователей гражданского общества — визитная карточка Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора — состоялась в НИУ ВШЭ в октябре. «Влияние кризиса на развитие некоммерческого сектора и общественной самоорганизации: новые реалии и перспективы» — эта тема стала заглавной для юбилейного форума. Соорганизаторами конференции выступили Ассоциация «Европейский университет волонтерства» (EUV) и Программа добровольцев ООН (UNV), давний партнер центра.

Российское общество и НКО: что изменилось за 15 лет

Российские граждане чаще, чем ранее, готовы брать на себя ответственность за то, что происходит в их доме, во дворе, в городе, селе и в стране в целом. При этом доверие к некоммерческим организациям растет, но не так, как ожидалось. Такие выводы позволяют сделать результаты Мониторинга состояния гражданского общества в 2020 году и в динамике за 15 лет исследований, которые проводит Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться

9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».

Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры

23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.

Должно ли государство поддерживать благотворителей?

Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.