• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мировоззрение в форме одежды

Видеозапись

22 июля в Парке Горького прошла очередная публичная лекция ВШЭ, организованная факультетом дизайна. Поговорить о дресс-коде и его месте в жизни с лекторами Вышки Егором Ларичевым и Павлом Родькиным пришли необычные гости: член байкерского сообщества «Ночные волки» Александр Вайц и представители юнкерского движения Московского художественно-промышленного института.

Дресс-код — принятая манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе; впрочем, пока это слово не зафиксировано в русских словарях, отмечает портал Грамота.ру. Открывая дискуссию, искусствовед, критик и эксперт Проектно-учебной лаборатории дизайна ВШЭ Егор Ларичев, выступивший модератором встречи, рассказал, что форма одежды как средство коммуникации и идентификации существует с давних времен. Например, воинов различных армий всегда можно было отличить по внешнему виду. В современном обществе отношение к форме не слишком щепетильное, но она остается важным средством идентификации, в том числе открывая путь в разные сообщества, позволяя «изнутри» приобщиться к субкультурам.

О том, насколько представление о дресс-коде как о неотъемлемой части жизни утвердилось в нашем сознании, говорил старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций ВШЭ Павел Родькин. Если раньше соблюдение дресс-кода в некоторых ситуациях контролировало государство, то сейчас эту функцию частично взяла на себя и корпоративная культура. Наличие дресс-кода отсылает к понятию власти и объединения людей по тем или иным признакам.

В современном обществе отношение к форме не слишком щепетильное, но она остается важным средством идентификации, в том числе открывая путь в разные сообщества, позволяя «изнутри» приобщиться к субкультурам

«Ночной волк» Александр Вайц поведал о многих сторонах жизни мотосообщества, неизвестных широкой публике. Представители мотодвижения делятся на несколько страт: фрибайкеры — независимые мотоциклисты, байкеры — члены любительских объединений и члены мотоклубов. У последних существует строгая иерархия, она отражается в их внешнем виде. Каждая нашивка на жилетке у них соответствует званию. Всего званий четыре: стремящийся, послушник, кандидат, брат. Также во внешнем виде байкеров отражено то, что является главной объединяющей силой сообщества: культ смерти. Черепа и «темная» символика — это напоминание о том, что никто не вечен. Эта философия во многом объясняет сплоченность байкерской среды, где брат всегда в ответе за брата и не иссякает стремление творить добрые дела: байкеры ездят в детские дома и воинские части, для помощи единомышленникам создана система социального взаимодействия motocitizen.ru, стать частью которой может любой владелец двухколесного «железного коня».

Члены молодого движения «Юнкера Московского художественно-промышленного института (МХПИ)» объединены другой идеей. Ребята учатся в художественном вузе, и одна из их главных ценностей — творческая смелость и свобода. Для большего сплочения творческой команды и было создано сообщество. Форму — строгие элегантные черные костюмы и яркие красные головные уборы — студенты разработали сами. За ее основу была взята форма юнкеров армии генерала Корнилова. В представлении членов движения, образ юнкера — это символ приверженности высоким идеалам и соблюдения традиций. К тому же внешний вид юнкера МХПИ объединяет в себе бережное отношение к истории и современные тенденции в творчестве. Череп как один из атрибутов юнкерской символики не отсылает к культу смерти: в сочетании с двумя скрещенными кистями он означает творческое бесстрашие. Парадную форму юнкера надевают на торжественные мероприятия, а их посвящения проходят в исторических местах: в Юсуповском дворце, у памятника юнкерам на Соколе.


Следующая лекция в рамках проекта «Лекторий ВШЭ в парке Горького» пройдет 29 июля в 18.30, как обычно, в летнем  кинотеатре «Пионер» — не пропустите выступление доцента факультета философии НИУ ВШЭ, культуролога и киноведа Александра Павлова «Массовая культура в плохом вкусе».

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Я создаю красивую одежду для красивых женщин»

Легко ли быть русским дизайнером одежды, когда фабрики стоят, Китай шьет, а скидки в стоках дешевых зарубежных марок доходят до 70%? Все дело в авторстве — и выпускница Вышки Люда Никишина в рубрике «Конструктор успеха» рассказывает, почему бизнес нужно делать в Москве, чем русский дизайнер лучше H&M и как делать вещи, которые обязательно купят.

Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих

Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.

Автомобильной Москвы на всех не хватит

Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.

Индустрия культуры переживает трансформацию

Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

Доверие становится ценностью

Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.

5

Столько лекций еще прочитают преподаватели Вышки до конца лета в Парке Горького.

Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему

Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.

Осторожно, бренд!

Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.

От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма

Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.