• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекторий ВШЭ продолжает свою работу в музеях Москвы

 Видеозапись

Первым музеем, принявшим у себя Вышку, стал музей Востока. 26 сентября заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов открыл «музейные четверги», прочитав лекцию «Вечное противостояние: Европа и национализм в Китае».

В Европе китайское государство долгое время считалось отсталым, однако сегодня западный мир вынужден признать превосходство экономики Китая. Причину стабильности и роста в Поднебесной многие ищут в демографическом факторе, кто-то пытается рассуждать о заговорах, а некоторые полагают, что главная причина — в мистической китайской культуре. Алексей Маслов объясняет мощь Китая тремя факторами, которые были присущи стране всегда. «Все ответы, касающееся будущего страны, необходимо искать в ее истории», — считает профессор.

К первому фактору востоковед отнес совершенно иную, нежели в Европе, модель социально-экономического развития. До XVIII века, как полагает профессор, Китай был значительно более развитым государством, чем европейский мир. К XV веку в Поднебесной уже существовала точная система учета и контроля производства, в то время как крупные европейские компании лишь к XIX веку начинают осваивать систему учета. Многие китайские корпорации, процветающие сегодня, ведут свою историю с XII века. IХ веком датируется появление первых китайских династических гильдий (закрытые корпорации, сохраняющие тайну своего производства внутри семьи). В Европе же появление крупных компаний связано с индустриальной революцией. Как следствие разделение труда и активное использование наемных рабочих в Китае возникло значительно раньше, чем в Европе.

Первые профессиональные менеджеры, люди с особыми организаторскими способностями, также появились в Китае. В отличие от европейских феодалов, которые делили землю при помощи силы, владельцем земли в Китае всегда было государство, а устойчивость капитала обеспечивалась за счет свободной торговли. Массированный экспорт «популярного» товара (чай, шелк, фарфор) давал населению рабочие места. В то время как экспорт из Европы практически не производился. Интересно, что свое отставание просвещенная Европа вполне осознавала. Так на заседании Уэльского общества в 1753 году один из докладчиков отметил: «Надо приблизить тот день, когда Уэльс смог бы процветать, как Китай». Экономическое отставание Европы усугублялась вспыхивающими эпидемиями и терзавшими Европу религиозными войнами.

Иная модель религиозной жизни — второй фактор устойчивости Китая. «Создание института церкви привело Европу к коллапсу», — считает профессор. Пока европейский мир «горел» в пожаре религиозных войн, отвлекая население от производства прибавочного продукта, толерантный Китай спокойно продолжал свое развитие. Основная проблема христианства — поиск истины и желание ее проповедовать. Истина в понимании китайца исходит от личного Учителя, а не от института церкви. В Китае религиозные деятели и торговцы не допускались к участию в конкурсе на замещение государственных должностей. Европейскими государствами, как правило, управляла религиозная элита, а о противостоянии королей и кардиналов написано множество книг.

Пока европейский мир «горел» в пожаре религиозных войн, отвлекая население от производства прибавочного продукта, толерантный Китай спокойно продолжал свое развитие. Основная проблема христианства — поиск истины и желание ее проповедовать. Истина в понимании китайца исходит от личного Учителя, а не от института церкви. В Китае религиозные деятели и торговцы не допускались к участию в конкурсе на замещение государственных должностей.

Третий фактор китайской стабильности Алексей Маслов видит в развитой модели поддержания дискуссии в обществе. Долгое время считалось, что Китай — жесткое монархическое государство, в котором никто не имел права голоса. Однако это не так. Созданные в Китае академии (самая известная Ханьлинь, VII век), принимали любую критику в адрес государства. Таким образом, интеллектуальная свобода мысли позволяла китайской элите совершенствовать себя и общество. В Европе большинство протестов сводилось к желанию изменить существующий государственный строй, так как критика существующей власти жестко подавлялась.

С приходом на территорию Поднебесной европейцев в ХIХ веке лидирующий по всем показателям Китай проиграл за 30 лет все. Китай получил европейскую модель развития. Однако ни европейская, ни, позже, советская модель развития китайцам не подошла. Сегодня Китай вернулся к своей традиционной модели экономического развития и активно набирает обороты. «Китайская мечта» на сегодня сформулирована председателем КНР, генеральным секретарем ЦК компартии Китая Си Цзиньпином: вернуть мировое влияние Китая, которое было утрачено с приходом европейцев. Роковая ошибка Поднебесной, по мнению Алексея Маслова, заключалась в заносчивом отношении к внешнему миру. Слабая армия и отсутствие концепции внешней защиты сделало возможным захват Китая европейцами. «Европа перестает быть европейской из-за массовой эмиграции, в то время как Китай не утрачивает свою культуру. Сегодня европейской экономике и культуре нечего противопоставить Китаю», — подытожил лекцию Алексей Маслов.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«День востоковеда перевернул мою жизнь»

Восточные настольные игры, каллиграфия и оригами, предсказание судьбы по китайской Книге Перемен и выступление традиционного японского театра кабуки — все это ожидало гостей Oriental Crazy Day, прошедшего в Вышке в рамках Дня открытых дверей образовательной программы «Востоковедение». День востоковеда ежегодно организуют студенты и преподаватели Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики.

На учебу в Азию — из Высшей школы экономики

Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» дает студентам возможность изучать азиатские страны не только в теории, но и на практике — благодаря стажировкам в партнерских университетах Китая и других стран. Три студента программы рассказывают о трех аспектах таких стажировок — учебе, общении и еде.

Два призовых места на Первом общероссийском конкурсе арабского языка заняли студентки ВШЭ

13 декабря в Москве прошел Первый общероссийский конкурс арабского языка, организованный при поддержке посольства Катара в России. Три призера — две студентки ВШЭ и студент МГИМО — получили именные премии на годичную стажировку в Катарском университете, куда они и отправятся в следующем году.

На каких языках говорили древние народы Ближнего Востока?

Какие тайны хранят в себе древние языки и о чем говорят современные полевые исследования, рассказал главный научный сотрудник Института классического Востока и античности ВШЭ Леонид Коган на третьей лекции цикла «Путешествие на Восток: языки и литература» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка на ВДНХ».

Преподаватели Вышки прочтут цикл лекций о Востоке

10 апреля в  рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу» стартует новый цикл открытых лекций «Люди Востока в их материальной и духовной культуре». Он пройдет в Музее Рерихов, а лекторами станут преподаватели Института классического Востока и античности ВШЭ.

Вышка будет готовить специалистов по языкам, словесности и истории Востока и античности

В 2018 году состоится первый набор на три программы бакалавриата Института классического Востока и античности, который открылся в Вышке. О том, чему будут учить на программах, какие открытия совершают востоковеды ИКВИА прямо сейчас и почему античники и восточники так ценятся, рассказал новостной службе директор института Илья Смирнов.

Тест: панда-дипломатия или золотой лотос

Что вы знаете о современном Китае.

«Программа дает студентам возможность погрузиться в реалии Востока»

20 июля завершается прием документов на магистерскую программу «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии». О том, каких профессионалов она готовит и почему они востребованы на рынке труда, рассказывают руководитель программы Ольга Волосюк и ее выпускники.

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Востоковеды будут учиться в бакалавриате пять лет

В 2017 году на образовательной программе «Востоковедение» произошли изменения: студентам, которые поступят в сентябре, предстоит учиться уже не четыре года, а пять лет. С чем связано такое решение и что нового появится на программе, рассказывает руководитель Школы востоковедения ВШЭ, профессор Алексей Маслов.