• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему можно поучиться у стерхов и пчел

10 октября курс лекционных четвергов ВШЭ в музеях Москвы в рамках проекта «Университет, открытый городу», продолжила лекция доцента кафедры социальной истории ВШЭ Олега Воскобойникова под интригующим названием «Праведные пчелы и правильные стерхи».

Необычное место для проведения лекции, а именно Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла, было выбрано неслучайно. В своем выступлении Олег Воскобойников рассматривал проблемы развития познания и религии в Западной Европе в Средние века.

Существует устойчивое представление об эпохе Средневековья как о периоде безразличного отношения ко всему земному, в том числе к красоте окружающего мира. Этот стереотип имеет свои основания, лектор привел в пример случай с известным французским богословом XII века Бернардом Клервоским, который, согласно легенде, проехал мимо прекрасного Женевского озера, не заметив его по причине того, что размышлял о вере. Действительно, многие средневековые духовные деятели рассматривали любопытство как порок и одну из ступеней к грехопадению.

Вместе с тем XII век во многом стал периодом начала возрождения духовной культуры, в особенности благодаря деятельности клириков, которым удавалось сочетать духовную сосредоточенность с пытливостью ума и любопытством, не нарушая канонов веры. «Ты, Господь, познал этот мир не потому, что он существует, а он существует потому, что Ты его знаешь», сказано в одной из средневековых поэм.

Любое природное явление или творение рассматривалось богословскими мыслителями в Средние века как показатель «непреложной благости Бога». Бога, который подавал человеку знаки, помогая ему познать и улучшить и самого себя, и общество в целом. В пример можно привести сборник так называемых «экземплов» (притчевых баек) под названием «Общее благо о пчелах». Пчелы в качестве символа были выбраны неслучайно, они, по мнению средневековых мыслителей, живут по законам, во многом схожим с человеческими  — например, правитель редко появляется в обществе и, старея, передает бразды правления более молодому, но опытному сородичу. Жертвенность пчелы, погибающей, когда ее жало остается в теле жертвы, нередко сопоставлялась с жертвенностью Христа (в отличие от ос, считавшихся одним из порождений Люцифера).

Другими существами, поведение которых сопоставлялось в средневековой нравоучительной литературе с жизнью общества, были птицы. Воскобойников привел ряд примеров (проиллюстрировав их изображениями в средневековых миниатюрах и мозаиках) — это, скажем, и грифоны, фигурирующие в историях об Александре Македонском, и мифическая птица-феникс. Особое внимание лектор уделил труду Фридриха II, посвященному соколиной охоте и, в частности, тому, как приучить соколов охотиться на журавлей-стерхов. И в этой книге поведению животного придается особый смысл, явно проецируемый на жизнь общества. Так, если вожак перелетной стаи стерхов (именуемый в трактате «герцог») чувствует, что устал, то перемещается назад и его сменяет во главе клина другая птица.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Медиевализмы в «Игре престолов»

Сериалы — один из наиболее известных и востребованных феноменов массовой культуры, использующий медиевальные мотивы. Наиболее известный сериал такого рода — «Игра Престолов», экранизация серии романов «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Это фэнтези с рядом маркеров, аллюзий на историю средних веков. IQ.HSE рассказывает о том, какое реальное и вымышленное Средневековье можно найти в «Игре престолов».

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.

Assassin’s Creed и недостижимое Средневековье

Серию видеоигр Assassin’s Creed можно назвать одним из самых ярких воплощений исторических — или квази-исторических — образов в популярной культуре минувшего десятилетия. Первая часть этой серии, вышедшая в 2007 году, была посвящена эпохе Средневековья. О том, как создатели игры искали пути, позволяющие современному человеку приблизиться к образам прошлого, рассказывает медиевистка Анастасия Ануфриева.

Канонизация

Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»

О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.

«Мы живем в начале длинной эпохи возвращения гуманитарного знания»

Недавно в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве прошла научно-популярная конференция, посвященная вселенной «Игры престолов», в которой приняли участие в том числе исследователи из Вышки. Чем мир Джорджа Мартина так увлекает современного человека, почему реактуализировалось Средневековье, новостной службе рассказал один из докладчиков конференции, доцент доцент Школы философии ВШЭ Александр Марей.