• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиаменеджмент эпохи перемен

Откуда у газеты «Metro» 20 миллионов ежедневных читателей? Как BBC осваивает новые технологии, и как они влияют на менеджмент компании? О том, как ответили на эти вопросы профессора из Швеции на семинаре, состоявшемся 30 сентября в Высшей школе журналистики ГУ-ВШЭ, — репортаж корреспондента портала. Публикуем видеозапись докладов Нильса Энлунда «Роль технологических факторов в развитии медиасистем» и профессора Кристофера Розенквиста «Изменения технологии бизнеса на примере газеты "Metro"».

Основной тезис лекции Нильса Энлунда, профессора Королевского института технологий в Стокгольме, заключался в объяснении необходимости ориентации современного медиауправления на непрерывно происходящие технологические преобразования.

Новая технология — не только новая возможность, но и новая проблема — предполагает новый менеджмент. Для подтверждения этой мысли профессор вспомнил прецеденты серьезных технологических изменений, каждое из которых переворачивало бытовавшие до него представления о медиа и меняло само человеческое общество. Печатный станок Гуттенберга лишил работы 30 тысяч монахов-переписчиков. В результате изобретений Сэмюэла Морзе, Александра Грэхэма Белла и Гильермо Маркони (1837 — телеграф, 1876 — телефон, 1895 — радио) большую часть рынка потеряли предшествовавшие им медиа. В 1985 году Люмьеры изобретают кинематограф, в 1924 году Джон Лоджи Берд — телевизор, это наносит ущерб радио и телеграфу.

В 1941-м Конрад Цузе разрабатывает первый компьютер. Открытия Джона фон Ньюмана и Мартина Купера в 1970-х привели к созданию мобильного телефона. В 1976 году Возняк и Джобс создают Apple I. В 1981-м появляется первый IBM PC, в 1984 году — Apple Macintosh. Интернет привел к бурному развитию «гражданского журнализма» (когда производителем информации становится любой человек, способный написать заметку или поместить видео в блог) и сильному сужению и дифференциации аудитории. Сейчас новые технологии появляются каждый день. Границы между одними и другими исчезают и размываются. Поэтому, чтобы ничего не проспать, современная медиакомпания должна работать одновременно на многих уровнях медиасреды.

Изменения в медиа профессор разделил на три подвида. Одни связаны с медленным развитием какой-то одной технологии, например, переход от черно-белого телевизора к цветному. Вторые имеют дело с «архитектурными» изменениями производства и потребления информации — появление видеомагнитофона, позволившего зрителю меньше зависеть от программы передач. Третьи кардинально меняют представления человека о медиа и прекращают действие предыдущей технологии, таким изменением является, например, YouTube.

Самая большая ошибка, которую может допустить современный медиаменеджер — это подумать, что технологии неизменны. Уже через пять лет, по мнению Энлунда, все известные нам медиа кардинально изменятся.

Связанная с привычной идентичностью инерция, существующая в больших и успешных компаниях, может привести к тому, что они просто потеряют рынки. Интересным примером хорошо осваивающей новые технологии медиакорпорации, по словам профессора, является BBC. Компания была одной из первых крупных корпораций, создавшей собственный цифровой видео-проект, к разработке которого привлекла своих же конкурентов. Осваивая рынок онлайн-новостей, ВВС создала дочернюю организацию, в которой не было сколько-нибудь устоявшихся традиций, способных помешать развитию новых принципов менеджмента. Кроме того, компания активно обживает пространство интернет-телевидения — например, она разместила в Сети огромный архив документальных фильмов и передач.

Кристофер Розенквист
Кристофер Розенквист
Выступивший затем профессор Стокгольмской школы экономики Кристофер Розенквист рассказал о развитии газеты «Metro», в последний год появившейся и в московской подземке. 20 миллионов ежедневных читателей за 15 лет существования. В мире около 250 известных бесплатных газет. 20% суммарного тиража приходится на «Metro», которую издают 60 редакций на 15 языках.

«В 1980-х многие шведы читали за завтраком газеты, — сказал профессор. — Сейчас многие не завтракают, покупают латтэ и едут на работу». Средний житель крупного города тратит на подземное путешествие от дома до работы около 20 минут. Концепция «Metro»  заключалась в создании продукта, который можно пролистать за это время. Для этого, по словам К. Розенквиста, «информация должна быть простой, интересной и давать представления о мире». Поначалу конкуренты не воспринимали «Metro» всерьез. Но уже через год газета вышла на самоокупаемость в Швеции. Сегодня она имеет разветвленную сеть в крупных европейских городах. Аудитория газеты, по словам Розенквиста, достаточно широка — от 18 до 39 лет. В 2000-х «Metro» стремительно развивается — каждую неделю открывается издательство в новом городе.

Самые серьезные проблемы, с которыми пришлось столкнуться «Metro» (например, в Париже) Розенквист назвал «политическими». В определенный момент конкуренты просто перестали пускать газету на свою территорию. В Париже «Metro» не смогла заключить ни одного контракта с типографией. В результате газету напечатали в Люксембурге. Чтобы грузовики доехали до Парижа, а не были задержаны кем-нибудь где-нибудь, из Люксембурга выехало 20 грузовиков вместо нужных четырех. В результате до Парижа доехали... как раз четыре. С доставкой издания в Париж проблемы не закончились. На распространителей-студентов нападали люди с собаками, пистолетами и дубинками. На протяжении трех недель до 90% тиража газеты уничтожались тем или иным способом, а многие распространители попали в госпитали с травмами различной степени тяжести. «Это очень непохоже на свободу слова и прессы», — отметил профессор.

Так или иначе, после этой истории «Metro» изменила бизнес-стратегию — стала продавать франшизы и избавилась от всех неприбыльных активов (например, в Париже). В результате, несмотря на кризис, в марте 2009 года газета снова стала прибыльной и может, по словам Розенквиста, «позволить себе хороший журналистский состав».

Что ж, остается только порадоваться за работников ВВС и «Metro». Одна история поучительней другой. Правда, когда проходит головокружение от чужих успехов и начинаешь сопоставлять эти две истории, приходится признать, что «Metro» (печатное издание, которое, как видим, так и не уничтожили новые технологии) достигло триумфа лишь благодаря старому доброму маркетингу и качеству продукции. Ну а парижский эпизод развития газеты говорит еще и о том, что новые технологии, вопреки утверждению профессора Нильса Энлунда, не очень-то сильно «меняют само человеческое общество» — нравы людей, увы, остаются прежними.

Как бы то ни было, семинар, проведенный в рамках международного проекта «Медиаменеджмент в современных условиях» — совместного проекта Высшей школы журналистики ГУ-ВШЭ и Королевского института технологий (KTH — Royal Institute of Technology) — несомненно, дал возможность слушателям масштабнее взглянуть на проблемы современного медиаменеджмента, позволил четче представить себе будущее средств массовой информации.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой

Вторая часть: «Изменения технологии бизнеса на примере газеты "Metro"». Докладчик — Кристофер Розенквист

Первая часть: «Роль технологических факторов в развитии медиасистем». Докладчик — Нильс Энлунд

Вам также может быть интересно:

Вышло в свет учебное пособие Института медиа ВШЭ по деловой журналистике

30 марта в Высшей школе экономики прошла презентация учебного пособия «Введение в деловую журналистику». Первое собственное пособие Вышки по данной теме подготовили сотрудники Института медиа ВШЭ и практики отрасли из ТАСС, РИА Новости и РАПСИ. Работа над пособием осуществлялась в рамках проекта «Лаборатория деловой журналистики»: участие в создании книги приняли также студенты университета.

Вышка и НовГУ запустили программу двух дипломов

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого прошло подписание соглашения о сотрудничестве с Высшей школой экономики. Основные его цели — реализация совместной образовательной программы по направлению «менеджмент» на базе НовГУ. Выпускники этого бакалавриата получат два диплома — НовГУ и НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ открылась базовая кафедра консалтинговой компании «Яков и Партнеры»

Базовая кафедра «Яков и Партнеры» НИУ ВШЭ будет готовить специалистов для работы в сфере менеджмента и консультирования. Под руководством преподавателей-практиков студенты смогут развить умения и навыки, необходимые для управления бизнесом в различных отраслях российской экономики. Обучение от ведущих экспертов из ключевых индустрий повысит конкурентоспособность выпускников Высшей школы экономики.

Около половины россиян считают себя избыточно квалифицированными

Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Елена Варшавская исследовала масштабы избыточного квалификационного несоответствия российских работников, а также его факторы и последствия. В работе использовались микроданные Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ), проведенного Росстатом в 2018 году. Согласно полученным результатам, около половины занятых россиян чувствуют несоответствие между уровнем своей квалификации и той работой, которую они выполняют.

Ярослав Кузьминов и Александр Беглов открыли в Санкт-Петербурге «Горизонты возможностей»

30 января в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стартовала образовательная программа «Горизонты возможностей» для победителей кадрового конкурса «Мой город — мои возможности». Перенять опыт ведущих экспертов Вышки и использовать его на благо Петербурга смогут сто молодых перспективных управленцев.

Авиакомпании в ответе. Одни авиакомпании заботятся о правах меньшинств, другие выживают

Авиакомпании по-разному добиваются лояльности пассажиров. Одни покупают учебники школьникам из бедных семей, другие переходят на биотопливо (а третьи вообще не берут на себя лишних обязательств). Социальная политика авиаперевозчиков во многом зависит от региона базирования, считает эксперт ВШЭ Наталия Гончарова. На основе ее исследования редакция IQ.HSE поделила мировые авиакомпании на семь типажей.

«Если мы не созидаем и не развиваемся, мы неизбежно деградируем»

ВШЭ предлагает абитуриентам большое количество магистерских программ по управлению и развитию бизнеса. О том, какими должны быть современные менеджеры и инноваторы, рассказывает заведующий лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Джонатан Линтон.

Учебник преподавателей ВШЭ победил в премии «Книга года»

Учебник «Мультимедийная журналистика» под редакцией преподавателей факультета коммуникаций, медиа и дизайна Анны Качкаевой и Светланы Шомовой стал победителем премии «Книга года» в номинации «Учебник XXI века». Книга выпущена издательством ВШЭ.

Бизнес на личностях

Как качества топ-менеджеров влияют на стоимость компаний.

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.