• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Там, где учат заниматься наукой

Справится ли современный университет с вызовами меняющегося общества? Чего ждут от высшей школы власть, спонсоры и студенты? Может ли управлять вузом менеджер-«любитель»? 5 ноября в ГУ-ВШЭ состоялась лекция профессора университета Болоньи Джильберто Капано.

Управление университетом в последние десятилетия находится в процессе драматических изменений, считает Джильберто Капано. Процессы слишком быстры, дел много, интересы представителей научного сообщества крайне дифференцированы. Скорость и объемы академической работы, по мнению Дж. Капано, ведут к: 1) мотивационной неопределенности (ученое сообщество поделено на «племена» (tribes), каждое из которых обладает собственной территорией); 2) фрагментированию внешних сношений университета и 3) фрагментированию управленческих и академических отношений внутри самого учебного заведения (когда большинство сотрудников сосредоточены исключительно на решении узкоспециализированных проблем и лишь единицы проявляют озабоченность систематической активностью институции).

Профессор рассказал о том, каким образом в последние века решались управленческие вопросы в континентальной, британской и американской университетской традиции. Для континентальной высшей школы была характерна систематическая координация деятельности учебного заведения со стороны государства и отсутствие университетской автономии. С другой стороны, в континентальной образовательной системе голос академического сообщества всегда обладал высокой степенью влияния (факультеты и школы традиционно рассматривались как профессорские конфедерации). Для британской высшей школы были характерны автономия и коллегиальное управление университетами. При этом государству отводилась роль модератора. Основные черты американского университета — сильная автономия, серьезная роль внешних стейкхолдеров и достаточно слабое участие академического сообщества в управленческих процессах.

Сегодня, по наблюдению Джильберто Капано, в ответ на «грандиозное давление со стороны экономики знания», выражающееся в изменениях механизмов государственного управления, повсеместном распространении Интернета и других новых технологий, глобализации, ускорении и ориентации большинства планетарных процессов на результат, традиции университетского управления мутируют. Повышается уровень демократизации образования, участия в образовательных процессах социальных слоев, ранее не проявлявших заботы об интеллектуальном статусе — из элитарной высшая школа превращается в общедоступную. Образование диверсифицируется, появляются новые академические и около-академические форматы (образование в течение всей жизни, дистанционное образование и тому подобные). Взаимоотношения в академическом сообществе приобретают все более выраженный соревновательный характер. Цены на образовательные услуги растут, объемы денежных средств, выделяемых общественными организациями и фондами на развитие образования, сокращаются.  

Мощное давление современный университет испытывает и там, где начинается его ответственность, или подотчетность. Все основные социальные структуры и силы, связанные с университетом — власть, студенчество, общество — ждут от современного университета максимально внятного отчета о: распределении финансовых и физических ресурсов, качестве образовательных инноваций и их критериях, механизмах привлечения и отбора студентов, обоснованиях тех или иных внутрифакультетских назначений, исследовательских ресурсах и их продуктивности.

Все эти вызовы, убежден Джильберто Капано, привели к интенсивной волне реформ высшей школы, касающихся проблем университетской автономии, механизмов распределения поступающих в университет капиталов, налоговой политики в области высшего образования, роли государства в жизни университета и вопросов внутривузовского управления. 

В Европе государство отказалось от непосредственного контроля университетской жизни в пользу «советов издалека», что сказалось на укреплении автономии университета. В англо-саксонской образовательной системе, наоборот, можно наблюдать увеличение государственного вторжения и усиление госрегулирования жизни высшей школы.

Эффектами таких системных сдвигов являются перераспределение баланса сил и авторитетов между университетами (благодаря дифференциации высших школ на множество подвидов — исследовательских/ обучающих, локальных/ международных), усиление роли лидеров (президента, ректора) и управляющих советов в жизни академической институции и централизация университетской администрации. При этом чаще всего, по словам Капано, основной проблемой менеджмента высшей школы является его «любительский» характер. Соответственно, увеличивается необходимость дополнительного образования университетских руководителей в области менеджмента.

Поскольку Высшая школа экономики, как известно, недавно выиграла конкурс «за звание» национального исследовательского университета, среди вопросов аудитории, адресованных выступавшему, были и продиктованные этим обстоятельством. Отвечая на них, профессор Капано рассказал о том, что, собственно, европейские коллеги понимают под «исследовательским университетом». Это выражение, отметил он, позаимствовано из американской образовательной системы. В США исследовательским считается университет, имеющий Ph.D.-программы по всем основным направлениям научного знания. «Исследовательский университет — это не университет, в котором, вместо того, чтобы учить, занимаются исследованиями, — сказал профессор,— Это место, где учат заниматься наукой, учат вести исследовательскую работу».

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Джильберто Капано о соглашении о сотрудничестве между ГУ-ВШЭ и университетом Болоньи

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.