• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет и отделение ко дню рождения

27 ноября на очередном заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ было принято решение о создании в университете нового факультета — истории, а также отделения востоковедения на факультете философии.

Ноябрьское заседание Ученого совета проходило в день, когда отмечалось 17-летие Вышки, поэтому неудивительно, что началось оно с торжественной части: шести преподавателям университета был присвоен почетный статус ординарных профессоров ГУ-ВШЭ. Ими стали профессор кафедры информационной политики и информационных исследований Александр Архангельский, заведующая кафедрой предпринимательского права Оксана Олейник, профессор кафедры высшей математики факультета экономики Владислав Подиновский, заведующий кафедрой общей социологии Никита Покровский, заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) Андрей Полетаев и декан факультета бизнес-информатики и прикладной математики Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Валерий Калягин.

Поздравив коллег, члены Ученого совета приступили к обсуждению ключевого пункта повестки дня — о создании в университете факультета истории. С докладом выступил главный научный сотрудник ИГИТИ Александр Каменский. Он отметил, что в современной России существует устойчивый общественный интерес к истории, о чем свидетельствуют стабильно высокие конкурсы на ведущие исторические факультеты страны. А быстро развивающийся процесс информатизации современного общества генерирует активный спрос на специалистов по работе с ретроспективной информацией во всех сферах социально-экономической деятельности.

Поэтому при создании нового факультета рабочая группа предложила отказаться от традиционной модели исторического образования, сложившейся еще в XIX веке, в основе которой лежит деление истории человечества по хронологическому и географическому принципу и «трансляция готового фактографического знания». Такая модель, по словам Александра Каменского, не соответствует современному состоянию исторической науки, которая за последние десятилетия претерпела радикальные изменения, связанные с появлением новых исследовательских полей и разработкой принципиально новых подходов и методологий, в том числе междисциплинарных. В то же время новый статус Высшей школы экономики позволяет разработать и апробировать новую модель исторического образования и создать факультет истории инновационного характера.

— Образовательная программа факультета может быть представлена в виде четырех блоков учебных дисциплин, которые проходят через все годы обучения и обеспечивают последовательное изучение разных отраслей исторической науки, — пояснил Александр Каменский.

Дисциплины первого блока направлены на овладение методами исторического познания, включая методы статистического анализа и математические методы в исторических исследованиях. Второй блок включает курсы по философии, теории и истории культуры, истории религии и наук. Третий блок охватывает социальные науки и социально-экономическую историю. Наконец, четвертый блок дисциплин посвящен политической истории. Эта «блочность» при отказе от хронологической, концентрической формы изучения прошлого обеспечивает системность предлагаемой модели, считает Александр Каменский.

Еще одним преимуществом нового факультета должен стать его профессорско-преподавательский состав. К работе на факультете будут привлечены ведущие российские историки, среди которых член-корреспондент РАН Павел Уваров, заместитель директора Института всеобщей истории РАН Игорь Данилевский, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Олег Будницкий, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Подосинов, директор ИГИТИ Ирина Савельева, главный научный сотрудник ИГИТИ Елена Вишленкова и другие.

По замыслу авторов концепции, другой отличительной ее особенностью станет совместная разработка и преподавание ключевых курсов профессионального блока специалистами по российской и зарубежной истории. Построение таких курсов позволит уйти от традиционного для отечественного исторического образования противопоставления России остальному миру и представить ее историю частью истории общемировой. Отвечая на вопрос об использовании новых технологий в процессе обучения, Александр Каменский сказал, что «задача исторического образования заключается в том, чтобы дать будущим историкам профессиональные навыки добывания, анализа и профессионального использования исторической информации».

Впрочем, не все члены Ученого совета согласились с тем, что от прежней модели исторического образования следует бесповоротно отказываться. Так, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Леонид Васильев со свойственным ему темпераментом представил свои возражения и замечания. Особенно его смутило то, что «в предложенной программе не фигурирует проблема исторического процесса».

— В нашей стране, как все уважаемые коллеги, присутствующие здесь, хорошо знают, принято проводить эксперименты на живых людях, — напомнил он. — И в данном случае мы тоже имеем принцип эксперимента, причем эксперимента разового и массового в том смысле, что старые подходы полностью заменяются новыми. Мне кажется, что для такого эксперимента в сфере исторического образования наша страна не готова, и это грозит нам серьезными последствиями через четыре года, когда мы выпустим первых бакалавров исторического факультета.

С этим мнением не согласился директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский, которого «если что и удивляло в Высшей школе экономики, так это отсутствие факультета истории».

— Я знаю, что классические историки считают социально-экономическую историю и ее дисциплины чем-то второстепенным, — сказал он. — И та концепция, которую мы здесь услышали, может быть, и эксперимент, действительно эксперимент на живых людях, но на ком же еще можно такой эксперимент проводить? Я поддерживаю эту попытку обновить и освежить взгляд на преподавание истории. Лучше сделать шаг вперед, чем вязнуть в неизбежно устаревающей традиции.

Ответила на замечания Леонида Васильева и одна из авторов концепции Ирина Савельева.

— Модель исторического образования, в отличие от других дисциплин, не претерпела у нас никаких изменений, — сказала директор ИГИТИ. — Мы хотели показать все разнообразие исторической науки, которая намного шире и интереснее, чем только политическая история. Мы учли специфику российского студента и заложили на первые два года обучения курс по истории востока, медиевистики, синхронизировав его с историей России. То есть систематические курсы мы все-таки оставили.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин признался, что в этом споре оказался меж двух огней:

— Вопрос для меня болезненный, в спор вступили люди, мне близкие, доводы каждого из которых я понимаю. Сомневаюсь, что здесь можно быстро найти оптимальное решение. Но попробовать стоит. Я бы только посоветовал тем, кто будет создавать факультет, не быть слишком принципиальными в своих подходах.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, на взгляд которого, «университет без исторического факультета лишен культурного видения», остановился на задачах, которые стоят перед бакалавриатом нового факультета.

— Мы должны готовить хороших историков, людей, которые переносили бы историческое видение в магистратуры самых разных факультетов, — считает Ярослав Кузьминов. — Из такого переплетения и складывается современная наука.

Отметив крайне слабый уровень исторического обучения в школах, ректор подчеркнул необходимость преподавания истории на факультете довузовской подготовки ГУ-ВШЭ и привлечения к ней ведущих специалистов университета.

По итогам обсуждения Ученый совет одобрил создание в Высшей школе экономики факультета истории, возложил обязанности декана на Александра Каменского и поручил ему до февраля 2010 года представить скорректированный с учетом прозвучавших замечаний учебный план факультета.

Ученый совет также одобрил создание отделения востоковедения на факультете философии во главе с известным китаеведом, академиком Российской академии естественных наук Алексеем Масловым. Основной программой на начальном этапе должна стать специализация по Китаю и Японии, а также арабистика. Таким образом, первоначально на отделении планируется преподавать три языка: китайский, японский и арабский. В дальнейшем планируется начать подготовку специалистов по Индии, Корее и странам Юго-Восточной Азии. Однако кафедры на отделении предполагается создавать не по географическому, а по проблемно-тематическому принципу. Проработанный учебный план отделения должен быть представлен на рассмотрение Ученого совета в феврале-марте.

На Ученом совете были также приняты следующие решения:

  • — о составе вступительных испытаний в магистратуру ГУ-ВШЭ в 2010 году;
  • — о создании Лаборатории сравнительно-правовых исследований Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ;
  • — об открытии магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» факультета права ГУ-ВШЭ;
  • — об открытии магистерской программы «Правовое обеспечение и защита бизнеса» факультета права Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ;
  • — об открытии магистерской программы «Маркетинг» факультета менеджмента Пермского филиала ГУ-ВШЭ;
  • — об утверждении Положения о реализации проекта «Учебный ассистент»;
  • — о представлении директора Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ Сергея Яковлева к награждению Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ открывает новые международные лаборатории

28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году

В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.

Ученый совет одобрил регламент оценки публикационной активности научных работников ВШЭ в 2013 году

В университете создан департамент иностранных языков

ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.

Ученый совет: последнее заседание учебного года

28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.

ВШЭ займется аттестацией научных сотрудников

31 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики подведены итоги олимпиад, организованных ВШЭ в 2013 году, объявлено о начале аттестации научных сотрудников университета, приняты другие решения.

Ученый совет: апрельские решения

26 апреля состоялось очередное заседание Ученого совета ВШЭ. Члены совета поздравили с Днем Победы работающих в университете ветеранов войны. На заседании утверждена стоимость обучения в бакалавриате и магистратуре ВШЭ, положение о материальном стимулировании сотрудников вуза в сфере интеллектуальных прав, приняты другие решения.

Ученый совет: конкурс ППС и регламенты работы

1 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.

«Мы должны уже в этом году пересмотреть формат аспирантуры ВШЭ»

25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.