• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И с уважением к иностранцам

4 февраля в рамках цикла семинаров «Институциональные проблемы российской экономки» состоялось обсуждение доклада проректора ГУ-ВШЭ Андрея Яковлева, посвященного специфике предоставления государственной поддержки предприятиям в России.

Как отметил во вступительном слове Андрей Яковлев, меры, предпринимаемые российским правительством для преодоления производственного кризиса, «вновь делают актуальным вопрос о приоритетах на разных уровнях властях предоставления государственной поддержки предприятиям». И хотя версий, трактующих массированные бюджетные вливания в отдельные компании и отрасли промышленности, было за последний год высказано не мало, статья Андрея Яковлева явилась попыткой статистически обосновать существование в России определенной модели взаимодействия бизнеса и власти. Наибольшее распространение в экономической литературе последних десятилетий получили три таких модели.

В центре первой из них находится тезис о «захвате государства» со стороны фирм, который более всего заметен на региональном уровне. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно этой моделью описывалось взаимодействие государства и бизнеса в России в 1990-х годах. Согласно этому подходу господдержка оказывается «старым» крупным неэффективным предприятиям, прошедшим приватизацию, которые имеют «особые отношения» с властями и возможность шантажировать их социальными протестами.

Однако на рубеже 2000-х годов эта модель для России была скорректирована. Профессор Колумбийского университета Тимоти Фрай, опираясь на результаты соответствующего исследования, предположил, что компании, получающие прямую или косвенную государственную поддержку в регионах, сталкиваются с симметричными издержками и обязательствами (в том числе в виде регулирования цен, дополнительных проверок, дополнительных затрат на общение с чиновниками). Эта гипотеза получила название «системы обменов».

Наконец, данные обследований 2000-х годов показывали, что региональные власти стали переносить поддержку на развивающиеся предприятия, готовые инвестировать в регион, и служить магнитом, притягивающим в регион внешние инвестиции. Факты, интерпретируемые таким образом, укладывались в концепцию «новой промышленной политики», проводимой во многих развивающихся странах.

Помочь Андрею Яковлеву и его коллегам подтвердить одну из предложенных моделей должны были данные опроса руководителей 1000 предприятий обрабатывающей промышленности, проведенного в 2009 году Институтом анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ и Левада-Центром по заказу Минэкономразвития РФ. Большинство (73%) предприятий, вошедших в выборку, было создано до 1992 года, а 41% предприятий располагался в регионах с низким инвестиционным потенциалом.

Как показали результаты исследования, принадлежность компании к обеим этим группам, являлась преимуществом для получения господдержки, что косвенно могло свидетельствовать в пользу модели «захвата государства». Однако другие данные позволили Андрею Яковлеву говорить о возвращении к «системе обменов».

Несмотря на дефицит полномочий и ресурсов, поразивший региональные власти в результате административных реформ «нулевых» годов, именно регионы выступали в роли основных поставщиков господдержки предприятий. Ответные сигналы со стороны бизнеса были довольно слабыми: большинство предприятий расходовали на социальное развитие региона не более 1% своей чистой прибыли — более чем скромный показатель по международным меркам. Однако и такой «альтруизм» властями приветствовался — соответствующие предприятия получали поддержку в 2,5 раза чаще, чем «социально безответственный» бизнес.

Весьма трудно определить, какой цели служит такая «система обмена» — только ли сохранению статус-кво и предотвращению возможных социальных потрясений или стимулированию развития регионов. Но анализ данных, по словам Андрея Яковлева, свидетельствует, что региональная и муниципальная поддержка носит более модернизационную направленность, в то время как поддержка на федеральном уровне остается консервативной. При этом на всех трех уровнях принятия решений предпочтение отдается компаниям, имеющим зарубежного акционера: по-видимому, иностранный капитал по-прежнему считается едва ли не самой надежной гарантией развития бизнеса.

Выступавший в роли дискуссанта работы директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон начал с замечания о том, что многие вопросы господдержки решаются у нас «под столом и в кулуарах», а об эффективности ее методов думать мало кто хочет. Посетовав на отсутствие «общей картины» и четких дефиниций самой господдержки (особенно Владимира Гимпельсона заинтересовало, к какому ее виду можно отнести привлечение ОМОНа для захвата конкурирующего предприятия), он выдвинул свои, «рабоче-крестьянские» гипотезы. Согласно им, помощь от государства идет разом «и крупным, и эффективным, и слабым, и инновативным, и структурно-важным предприятиям, и в обмен на социальные обязательства». «Но как тестировать мою самую главную гипотезу — "помощь друзьям" — непонятно, так что мой дальнейший анализ будет тоже рабоче-крестьянским», — предупредил Владимир Гимпельсон.

По его словам, большая часть предприятий (почти 2/3) никакой поддержки все равно не получает, а та господдержка, которая все-таки оказывается, носит явно селективный характер. Любая же попытка регрессионного анализа этой поддержки неизбежно натыкается на множество проблем. Среди них и наличие скрытых признаков и связей, и эндогенность многих переменных, составляющих регрессию. В таких условиях получаемые оценки с большой вероятностью являются смещенными.

Тем не менее, Владимир Гимпельсон выделил три фактора, играющие на его взгляд, наибольшую роль при доступе предприятий к господдержке. Это размер предприятия, сектор промышленности, к которому оно относится, и регион, в котором предприятие расположено. Проблема, однако, заключается в том, что проведенное обследование не показывает, становятся ли предприятия, получающие поддержку, хоть сколько-нибудь более эффективными. А без ответа на этот вопрос невозможно формировать промышленную политику государства.

А вот следующий участник дискуссии, преподаватель кафедры микроэкономического анализа ГУ-ВШЭ Яков Паппэ, не склонен был преувеличивать опасность искажения итоговых оценок эндогенными переменными. «Я не уверен, что оказанная предприятию господдержка моментально сказывается, например, на росте экспорта», — отметил он. Что же касается определения самого термина «господдержка», то излишне формальный подход в этом случае может вообще привести к возникновению сомнений в адекватности ответов респондентов. Кстати, именно этим объяснил отсутствие в анкетах уточняющих вопросов о характере господдержки Андрей Яковлев. Такие «детализированные» ответы руководители компаний могли воспринять как утечку закрытой финансовой информации.

В завершение семинара один из его участников поинтересовался у основного докладчика, какая модель взаимодействия бизнеса и власти представляется ему оптимальной для России.

— Абстрактно рассуждая, лучше иметь «новую промышленную политику», чем «захват государства», — сказал Андрей Яковлев. — Но и в наших условиях региональные власти, даже в нынешней ситуации, имеют стимулы конкурировать не только за бюджетные трансферты, но и за привлечение инвестиций и за создание рабочих мест. А это, в свою очередь, может способствовать формированию той самой «новой промышленной политики».

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Малый бизнес в политэкономии неофеодализма

Федеральный центр, стремясь стимулировать экономический рост и будучи не в силах добиться улучшения бизнес-климата, изобретает новые инструменты финансовой поддержки предприятий частного сектора. Статья Дмитрия Мирошниченко в регулярном бюллетене «Новые комментарии о государстве и бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ.

«Материнский капитал» помог рожать раньше, но не больше

Введенные в 2007 году дополнительные меры госпомощи семьям с детьми повлияли на решения россиян о рождении детей, однако не радикально. Скорее, «материнский капитал» и другие социальные бонусы просто помогли решиться родить ребенка тем семьям, которые откладывали этот «проект» до лучших времен. Доклад Наталии Зверевой.

Подсчет важнее результата

Непрозрачность Государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства становится уже притчей по языцех, указывает вице-президент НИСИПП Владимир Буев.

Низкий старт для НКО

Сектор социально ориентированных НКО в России развит слабо во многом из-за недостаточного внимания государства. Сами НКО нуждаются не только в финансовой поддержке, но и в формировании нового, социально ответственного общества. Международный опыт показывает, что сектор НКО можно «вырастить» за 10 лет.

Четыре ошибки макроэкономической политики

Две из четырех главных ошибок в макроэкономической политике России предшествующих лет — упущенный шанс увеличить госрасходы на укрепление институтов и модернизацию экономики в период благоприятной мирохозяйственной конъюнктуры 2000–2008гг., и ориентация монетарной политики на снижение инфляции, считает профессор Российской экономической школы Владимир Попов.

Как встать на волну

Уже понятно, что именно необходимо сделать для реализации тех технологических сдвигов, которые бы подняли на порядок, эффективность российской экономики. Но пока новый технологический уклад  в России отсутствует, а модернизации не происходит, считает академик РАН Сергей Глазьев.

Северная столица — лидер малого и среднего предпринимательства

Главные направления поддержки малого и среднего бизнеса — информационная, имущественная, кредитная (включая микрофинансирование), отмечает заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга Анатолий Котов.

Поддерживать перспективных

Политика поддержки малого бизнеса в ее нынешнем виде не имеет и не может иметь долгосрочных последствий и влияния на уровень предпринимательской активности. Целевые задачи в этой сфере — поддержка тех компаний, которые уже нашли свое место в рынке и доказали свою жизнеспособность, считает декан Факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко.

Дорожная карта для малого бизнеса

Разработанная МЭР дорожная карта развития малого и среднего бизнеса нацелена на увеличение вклада малого бизнеса в интеллектуально ориентированные секторы экономики. Действие подобных программ, как полагают разработчики, должно максимально полно охватить территорию страны, включая малые города и сельские районы.

Поддержка малого бизнеса: первые плоды

Минэкономразвития в рамках реализации программ поддержки малого бизнеса сообщило о создании в прошлом году почти 85 тысяч новых рабочих мест, Российский банк развития — о кредитовании малого бизнеса на 40 млрд руб. по льготным ставкам, превышавшим, впрочем, в минувшем году 15% годовых. Запросы регионов в рамках государственных программ софинансирования составили 36 млрд. рублей, т.е. в два раза превысили возможности бюджета.