• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инновации: нужна комплексная стратегия

Об итогах состоявшегося в ГУ-ВШЭ симпозиума «Передовая международная практика в области научно-технической и инновационной политики» рассказывают заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ, директор Форсайт-центра ГУ-ВШЭ Александр Соколов и научный сотрудник ИСИЭЗ Лилиана Проскурякова.

Симпозиум прошел в рамках XI Международной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества и стал вторым в проекте Седьмой рамочной программы Евросоюза «Создание сети международного сотрудничества в сфере науки и технологий с восточно-европейскими и центрально-азиатскими странами» (S&T International Cooperation Network for Eastern European and Central Asian Countries, IncoNet EECA). Напомним, что этот проект, стартовавший в январе 2008 года, рассчитан на четыре года и реализуется силами 23 организаций из 21 страны ЕС, ассоциированных государств и СНГ, включая Россию, которую представляет ГУ-ВШЭ. На межгосударственном уровне основной задачей проекта является организация политического диалога, обсуждения стратегий и приоритетных направлений сотрудничества, в том числе связанных с решением глобальных проблем. Площадкой для диалога являются ежегодные конференции для лиц, принимающих решения в разных странах. Первая такая конференция прошла в прошлом году в Афинах, местом проведения второй, которую и открыл нынешний симпозиум, стала Высшая школа экономики.

— Какой была основная цель симпозиума?

Александр Соколов
Александр Соколов
Александр Соколов: Пожалуй, главная цель состояла в том, чтобы обсудить мировые достижения в сфере научно-технической и инновационной политики, обменяться передовым опытом международного сотрудничества в этой сфере, накопленным не только в европейских странах, но и в государствах СНГ. Очевидно ведь, что действенная инновационная политика предполагает не только широкое межведомственное взаимодействие, но и международное сотрудничество с участием исследовательских организаций и органов государственного управления. Эти задачи и решал форум.

Лилиана Проскурякова: На форуме состоялись презентации представителей разных стран, в которых было показано, насколько они продвинулись в развитии инновационной деятельности. В малых странах, например, в Бельгии, эта сфера в большей мере интернационализирована и значительная часть инноваций осуществляется иностранными компаниями. России нужно разработать и внедрить свою комплексную стратегию развития науки и инноваций, и эта стратегия должна интегрировать существующие в стране инструменты политики в этой области и лучший зарубежный опыт, накопленный за последние годы, в том числе в условиях кризиса.

— А что такое вообще инновации в практическом плане? В последнее время только и слышно: инновации, инновации… Но возникает впечатление, что под этим термином иногда понимаются разные вещи.

А. Соколов: Тут важно иметь в виду, что инновации происходят на предприятиях реального сектора, то есть инновации — это, прежде всего, производство товаров и услуг, новых для предприятий, для национального или глобального рынка. В России инновационная активность предприятий низка. По статистике, в течение последнего десятилетия лишь порядка 10 процентов всех средних и крупных российских предприятий осуществляли инновационную деятельность. В то же время инновационные предприятия в России производят более 40 процентов от объема всей промышленной продукции. Конечно, это в какой-то степени связано с тем, что инновации чаще осуществляются крупными предприятиями, но одновременно говорит о том, что инновационные предприятия более эффективны, и характеризуются более высокой производительностью труда.

Л. Проскурякова: Раз уж разговор зашел о российских особенностях этого процесса, хотела бы добавить, что анализ инновационной активности компаний показывает: большая часть инноваций в крупных компаниях не связана с внедрением высоких технологий. Общее небольшое число российских компаний-инноваторов равномерно распределены по секторам экономики, они не сконцентрированы в одном или нескольких высокотехнологичных секторах.

— Так или иначе, инновации носят прикладной характер?

А. Соколов: Да, безусловно. Более того, на симпозиуме в выступлениях многих ученых, в том числе, скажем, профессора Джорджиу из Манчестерского университета, было высказано утверждение, что наиболее эффективный выход из нынешнего мирового экономического кризиса связан с развитием и поддержкой инновационной деятельности. Это один из немногих способов преодоления кризиса и его последствий, и современная инновационная политика должна быть нацелена на ускоренное развитие инноваций. Другой важный аспект — нацеленность научно-технической и инновационной политики на более дальние горизонты развития, выбор долгосрочных приоритетов и концентрация ресурсов на реализации комплексных проектов в приоритетных областях.

— Была какая-то практическая польза от дискуссий на симпозиуме для России?

А. Соколов: Дискуссии позволили выявить слабые места российской инновационной системы в сопоставлении с мировыми лидерами. Так, например, научный сотрудник Форсайт-центра Виталий Рудь в своей презентации представил анализ обследования разных типов инновационных предприятий — имитаторов и инноваторов на местных рынках, имитаторов и инноваторов на глобальных рынках. В отличие от многих компаний экономически развитых стран российские предприятия в основном производят инновационные продукты новые для самих предприятий и российского рынка. Что касается производства товаров и услуг, нацеленных на мировой рынок, здесь доля российских предприятий крайне мала. В то же время в передовых странах, таких как Германия и Япония, компании-инноваторы имитируют лучшие мировые образцы либо производят товары и услуги новые для глобального рынка.

— А почему же у нас, в России, так происходит?

Лилиана Проскурякова
Лилиана Проскурякова
Л. Проскурякова: Проблема кроется, как мне представляется, и в ограниченном спросе на инновации, и в существующем предложении.

А. Соколов: Исторически в России была сильна фундаментальная наука, мы могли очень хорошо сделать отдельные промышленные образцы, но их внедрение всегда было слабым местом. Представление было примерно такое: «Вот мы изобрели нечто хорошее, а уже внедрить-то внедрим, это нам — пара пустяков». На самом же деле, для того, чтобы организовать массовое производство нового продукта, нужны инвестиции, на порядок большие по сравнению с затратами на исследования. Только сейчас в полной мере приходит понимание необходимости серьезных усилий и финансовых вложений на завершающей стадии инновационного цикла.

Однако разрыв сохраняется: с одной стороны, есть наука, имеющая результаты, не «упакованные» для использования промышленностью, а с другой стороны — есть спрос промышленности на инновации, но он не удовлетворяется отечественной наукой. Поэтому предприятия, осуществляющие инновации, предпочитают привлекать научные решения, имеющие прикладной характер. Речь при этом идет даже не о лицензиях на отдельные технологии, а просто об отдельных производствах «под ключ» и технологических линиях, встраиваемых в существующее производство, в первую очередь зарубежных, так как у нас самих подобных предложений пока крайне мало. И преодоление этого разрыва является одной из ключевых задач российской научно-технической и инновационной политики.

Л. Проскурякова: Я бы добавила в связи с этим, что со стороны российских компаний нет и достаточного спроса на инновации. Происходит так потому, что компании в условиях низкой конкуренции на местных рынках имеют возможность обеспечить достаточную для своего выживания норму прибыли, используя такие факторы, как эксплуатация имеющихся ресурсов и доработка существующих технологий.

А. Соколов: Следует отметить, что сегодня российскими властями прилагаются значительные усилия по поддержке инноваций. Ряд последних инициатив руководства страны — по технологической модернизации экономики, развитию науки и инноваций в вузах, кооперации науки и производственных предприятий, формированию отраслевых технологических платформ и другое, — эти инициативы были представлены в выступлении Александра Викторовича Наумова, директора департамента научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России, и в выступлениях других российских докладчиков. В то же время международный опыт показывает, что для достижения серьезных прорывов в сфере инноваций в нашей стране нужно еще очень много сделать, в том числе в части интеграции усилий всех заинтересованных сторон и формирования системы комплексных и последовательных мер поддержки инновационной активности.

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Репортаж о симпозиуме

Вам также может быть интересно:

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».