• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Увидеть концерт со сцены

17 мая в Культурном центре ГУ-ВШЭ на очередной встрече Клуба любителей документального кино при поддержке Фонда «Либеральная миссия» состоялся просмотр фильма «Последний вальс» Мартина Скорсезе. Ведущим, как всегда, был вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения Григорий Либергал.

Фильм, вышедший на экраны в 1978 году, снят в жанре фильма-концерта. По мнению Григория Либергала этот «самый стойкий жанр кинодокументалистики» немало содействовал выживанию документального кино с 60-х по 80-е годы ХХ века, пока не сформировался прокат артхаузных документальных картин.

«Последний вальс» —  прощальный концерт канадской группы The Band, которую в Советском Союзе по понятным причинам практически никто не знал. А во всем остальном мире, повально увлеченным рок-музыкой и рок-культурой, репутация коллектива была очень высока. Неслучайно полдюжины пластинок группы и по сей день находятся в списке сотни лучших музыкальных альбомов за всю историю ХХ века.  Музыкальные критики всегда отмечали неповторимый сплав блюза, кантри и рок-н-ролла в композициях The Band.

В день Благодарения, 25 ноября 1976 года, в Сан-Франциско коллектив музыкантов, переживающих творческий кризис после многолетних непрерывных гастролей, объявил о прекращении концертной деятельности. Учитывая место, которое группа занимала тогда в рок-музыке, это стало главным событием года в западной музыкальной культуре. Вместо двух тысяч билетов было продано пять, в зале собрались поклонники группы,  любители рока и те, кто хотел увидеть друзей коллектива — Эрика Клэптона, Ринго Старра, Боба Дилана, Рона Вуда и многих других рок-звезд первой величины.

Мартин Скорсезе, который тогда еще не был всемирно известен, параллельно снимал свой исторический мюзикл «Нью Йорк, Нью-Йорк» и сумел организовать уникальные съемки концерта, пригласив на один вечер семерых лучших операторов из разных стран мира. Режиссер хотел сосредоточить все внимание картины на музыкантах группы, и это ему вполне удалось. Практически весь фильм снят крупными и средне-крупными планами, так что можно рассмотреть не и капли пота на лицах музыкантов, и то, как меняется их настроение, выражение глаз по ходу концерта. Фильм прекрасно и чутко передает особую атмосферу любви, объединяющую музыкантов The Band — и к музыке, которую они исполняют, и друг к другу, и к друзьям, пришедшим спеть и сыграть вместе с ними в последний раз. Опьянение от музыки, невероятное обаяние людей, принадлежащих к особому братству рок-музыкантов и занятых любимым делом — основные впечатления от картины.

Кроме съемок самого концерта Мартин Скорсезе вмонтировал в фильм пять интервью — с каждым музыкантом коллектива, и они по очереди вспоминают разные истории из своей гастрольной жизни и выступлений на самых разных сценах. Группа гастролировала в течение 16 лет, первые 8 из которых они играли в барах, танцзалах и всяких забегаловках.

«Мы хотели, чтобы это был не просто концерт, а праздник, на который придут не просто наши друзья, а люди, оказавшие самое большое влияние на музыку нашего поколения», — говорит в интервью Робби Робертсон, соло-гитарист и автор песен группы.

«Жизнь на колесах не может продолжаться вечно, — скажет он чуть позже. — Этот невозможный образ жизни унес Джимми Хендрикса, Элвиса Пресли и других выдающихся музыкантов».

В отличие от подавляющего большинства фильмов этого жанра, сознательно выстроенных на взаимодействии музыкантов со зрительным залом, Скорсезе практически не снимает публику. Один раз, в самом начале картины, была показана километровая очередь за билетами, а потом зрители попадали в поле зрения камеры, только если оператор снимал музыкантов со спины. Поэтому во время просмотра кинофильма зритель видит музыкантов не из зала, а со сцены.

Монтажом картины Скорзесе занимался полтора года. За это время успел выйти тройной альбом группы под тем же названием, который по рейтингам продаж стал платиновым. Кстати название альбома, концерта и фильма — «Последний вальс» — объясняется тем, что музыканты, прощаясь с публикой, сыграли композицию в ритме вальса, старомодного и трогательного, который, как последний аккорд, заканчивал «сценарий» их гастрольной жизни и служил началом жизни новой.

Просмотр картины занял около 2-х часов, но обсуждение не состоялось не только потому, что зрители устали. Просто добавить к увиденному было нечего. Все, кто остался в зале после первых оглушительных рок-аккродов, получили удовольствие от музыки, оценили великолепную операторскую работу, выдающийся звуковой монтаж фильма и были благодарны Григорию Либергалу за выбор картины для показа.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.