• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обращен ли вуз к абитуриенту?

Подведены промежуточные итоги мониторинга прозрачности для абитуриентов сайтов российских вузов, который по заказу Общественной палаты РФ проводят совместно Высшая школа экономики и Российское информационное агентство «Новости». Об этом 15 июля было сообщено на пресс-конференции в агентстве.

Видеозапись Видеозапись пресс-конференции

В мониторинг включены 504 вуза (в том числе отдельно 33 факультета МГУ имени М.В. Ломоносова), на основе которого был составлен «Рейтинг прозрачности вузов для абитуриентов — 2010». В начале пресс-конференции в РИА Новости, на которой были представлены промежуточные результаты исследования, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что рейтинг основан на методике интернет-исследования, которая пока используется в России нечасто. По мнению ректора ГУ-ВШЭ, эта методика позволяет получить достоверную и оперативную информацию.

Исследование позволяет понять, насколько вуз обращен к абитуриенту, считает Кузьминов. «На первый взгляд, указание какой-либо информации на сайте кажется просто формальностью, но в условиях, когда уже второй год действует система приема по результатам ЕГЭ, именно Интернет становится одним их главных источников информации о вузе, — отметил он. — Абитуриент, скажем, из Ханты-Мансийска может поступать в вузы Москвы или Санкт-Петербурга». С помощью этой системы уже десятки тысяч талантливых школьников из удаленных районов стали студентами лучших вузов страны. К примеру, в ГУ-ВШЭ, по словам ректора, доля иногородних студентов увеличилась с 15% до 50%.

Но истина дороже

Кузьминов отметил 4 вида информации, которые необходимы абитуриенту, чтобы составить правильное представление о вузе, куда он намеревается поступать: «Во-первых, это информация, позволяющая просчитать возможность быть зачисленным, то есть сколько бюджетных мест в вузе, какие из них уже заняты "олимпиадниками", каким был проходной балл в вуз в прошлом году». Ко второму виду информации ректор ГУ-ВШЭ отнес данные об обучении в вузах на договорной основе: количество платных мест, стоимость обучения, процедура зачисления, образцы договоров. Третий вид информации, особенно важный для иногородних студентов, — это данные об общежитиях, порядке их предоставления и условиях проживания в них. «Многие вузы говорят, что у них есть общежития, но не уточняют, для кого там есть места, — констатировал Кузьминов. — В прошлом году один из ведущих вузов повел себя "неспортивно" и заявил, что не будет предоставлять общежития первокурсникам». И, наконец, четвертый вид данных — это координаты приемных комиссий вузов.

Комментируя промежуточные результаты мониторинга, ректор ГУ-ВШЭ отметил, что «в принципе они неплохие», он ожидал худшего, но почти все вузы вошли в группы «отличников» и «хорошистов». «Тем не менее, многие вузы показали, что не умеют работать с информацией об общежитиях и данными о приеме за прошлые года», — сказал Кузьминов. Он также подчеркнул, что ГУ-ВШЭ, а также МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет не вошли в число вузов, занявших первое место. «Причиной тому послужил недостаток информации об общежитиях, который уже устранен нами и МГУ», — добавил ректор.

Но учиться предоставлять об учебном заведении как можно больше информации необходимо, считает Кузьминов, потому что «уже в этом году абитуриентов на 60 тысяч меньше, чем в прошлом, а сокращение еще на 50–100 тысяч каждый год приведет к тому, что в 2013 году поступать в вузы пойдет не миллион выпускников, а только 600 тысяч». Абитуриенты также стали более рациональными, поскольку теперь им приходится выбирать только из 5 вузов и они стараются подойти к этому выбору со всей ответственностью.

Директор департамента профессионального образования Министерство образования и науки РФ Артемий Никитов отметил, что многие из позиций, по которым оценивали вузы, являются обязательными: «Информацию, полученную в результате этого мониторинга, министерство будет использовать при подведении итогов приемной кампании». «Вузы также должны понимать, что плохое информирование абитуриентов может в дальнейшем сказаться на их финансировании», — подчеркнул он. В будущем Минобрнауки планирует перевести прием документов в электронную форму, возможно, будет создан сайт, где сможет зарегистрироваться каждый абитуриент и откуда вузы будут получать о нем информацию. Также Никитов предложил оценить сайты по удобству пользования интерфейсом.

Директор по порталам ГУ-ВШЭ и руководитель исследования Мария Добрякова отметила трудоемкость анализа такого параметра как удобство сайтов. Комментируя рейтинг, она подчеркнула, что не оценивалось качество и объем информации, единственное, где были такие градации — данные по общежитиям. «Даже если вуз указывал, что общежития у него нет, и иногородним студентам придется самим решать жилищный вопрос, ему присуждалось максимальное количество баллов, потому что он сообщил эту информацию». Главными причинами потери баллов Добрякова назвала отсутствие информации об общежитиях и статистики прошлых лет.

Говоря о продолжении исследования, Ярослав Кузьминов сказал, что будет вестись мониторинг появления на сайтах вузов пофамильных списков поступающих, списков зачисленных с баллами ЕГЭ и список тех, кто уже принес подлинники документов в приемные комиссии. «В прошлом году были абсурдные ситуации, когда зачисляли тех людей, кто набрал баллов меньше, чем не зачисленные», — посетовал ректор ГУ-ВШЭ.

Пробный шар

Главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк отметила, что мониторинг — не первый совместный проект агентства и ГУ-ВШЭ. Также она объявила о запуске совместно с Высшей школой экономики рейтинга объектов социальной сферы. «Во всем мире образовательные рейтинги традиционно составляются ведущими вузами и СМИ, поэтому сотрудничество научно-исследовательского университета и крупного информационного агентства обеспечит хорошую площадку для старта». По ее словам, рейтинг будет охватывать не только образовательные учреждения, но и сферу медицинского обслуживания, ЖКХ и другое. Сочетая статистический анализ, полевые социологические исследования и замеры цитируемости в интернете, по мнению Миронюк, сделают рейтинг прозрачным и значимым.

Ярослав Кузьминов, подчеркнул, что «особенно сильно сейчас ждут рейтинг школ». Несмотря на то, что все данные для его формирования есть (средний уровень сдачи ЕГЭ, количество победителей и призеров олимпиад), он пока недоступен для родителей. Хотя так или иначе успешные школы показывают себя. «В Москве уже есть прецеденты, когда к сильной школе в районе присоединяли более слабые». Также есть школы, где результаты единого экзамена не так высоки, но зато они хорошо «подтягивают» учеников за то время, что дети там учатся. В будущем это тоже можно было бы учитывать при составлении рейтинга.

Миронюк в качестве возможного развития идеи предложила привязать данные по школам к карте, чтобы любой человек, отметив там свой дом, мог посмотреть окрестные школы и понять, какая из них лучше. «В идеале там могут быть и фотографии спортивного зала, классов, то есть все, что может подвигнуть родителя выбрать именно эту школу».

Никитов высказал пожелание, чтобы появившийся рейтинг социальной сферы был прост методологически, тогда его результаты будут вызывать меньше сомнений. Помимо этого представитель министерства предложил устроить общественную экспертизу его результатов. «Минобрнауки также готово принять участие в составление этого рейтинга, у нас уже есть свои наработки в анализе качества деятельности образовательных учреждений».

Анна Козлова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Рейтинг прозрачности сайтов вузов: второй промежуточный срез

Исследование «Государственные вузы России: мониторинг прозрачности для абитуриентов»

 Таблица «Рейтинг вузов для по прозрачности для абитуриентов» на сайте РИА Новости

Видеозапись Видеозапись пресс-конференции

Вам также может быть интересно:

Вышка заняла 107 место в московском международном рейтинге вузов «Три миссии университета»

Создание рейтинга было инициировано Российским союзом ректоров в соответствии с поручением президента России Владимира Путина. В шорт-лист рейтинга вошли 338 университетов из 80 стран мира. Их работа оценивалась по 17 критериям, 6 из которых касались взаимодействия вуза с обществом.

Две программы ВШЭ вошли в рейтинг лучших магистерских программ по бизнес-образованию от QS

Программы «Системы больших данных» и «Международный бизнес» вошли в рейтинг QS магистерских программ в категориях «Бизнес-аналитика» и «Менеджмент». Рейтинг вышел впервые и основан на анализе более 300 вузов из более 40 стран.

ВШЭ впервые вошла в предметный рейтинг ТНЕ по физическим наукам

Высшая школа экономики впервые вошла в рейтинг Times Higher Education по физическим наукам и заняла место в группе 401-500. Результаты рейтинга были объявлены главным редактором всемирного рейтинга университетов THE Филом Бейти на семинаре-конференции Проекта 5-100.

ВШЭ вошла в топ-50 рейтинга QS BRICS

Продвижение ВШЭ во всех мировых рейтингах в 2017 году проявилось и в региональном рейтинге QS BRICS, где ВШЭ заняла 39 позицию в списке всех университетов, поднявшись на 23 места по сравнению с прошлым годом.

ВШЭ вошла в топ-150 предметного рейтинга U.S. News Best Global Universities — 2018

Высшая школа экономики улучшила свой результат в предметном рейтинге U.S. News Best Global Universities по математике, попав в топ-150 вузов по этому направлению. Также ВШЭ впервые вошла в глобальный рейтинг университетов U.S. News Best Global Universities и в предметный рейтинг Social Sciences and Public Health.

ВШЭ поднялась на 10 мест в рейтинге QS EECA

В свой 25-летний юбилей Высшая школа экономики заняла 25 место в рейтинге QS EECA, улучшив результат на 10 мест по сравнению с прошлым годом. Этот рейтинг, включающий в себя 200 позиций, учитывает особенности развития университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.

ВШЭ усилила свое присутствие в предметных рейтингах ТНЕ

Высшая школа экономики вошла в предметные рейтинги Times Higher Education по двум дисциплинам — «Экономика и бизнес» (группа 101-125) и «Социальные науки» (группа 176-200), став лучшим из представителей вузов Проекта 5-100 по этим направлениям.

Вышка впервые вошла в рейтинг ТНЕ по гуманитарным наукам

ВШЭ впервые представлена в предметном рейтинге Times Higher Education по направлению «Искусство и гуманитарные науки» в группе 176–200, продемонстрировав лучший результат среди вузов-участников Проекта 5-100 в этом предмете и став третьим из российских университетов.

Вышка вошла в топ-300 рейтинга QS Gradua­te Employability

Высшая школа экономи­ки вошла в группу 25­1-300 рейтинга QS Gr­aduate Employability, который отражает взаимосвязь между деятельностью университ­ета и трудоустройств­ом выпускников. ВШЭ заняла 1-е место сре­ди вузов-участников Проекта 5-100 и 4-е место среди 11 росси­йских вузов, улучшив прошлогодний резуль­тат.

Вышка сохранила 1 место в нарастающем рейтинге вузов фонда Владимира Потанина

Благотворительный фонд Владимира Потанина представил результаты рейтинга вузов за 2016/17 учебный год. В рейтинге оценивается деятельность университетов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.