• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мечты на свалке

14 сентября в Культурном центре ГУ-ВШЭ любители документального кино смотрели фильм «Свалка» британского режиссера Люси Уокер. Как всегда, просмотр был организован Фондом «Либеральная миссия», а ведущим первой встречи цикла в этом академическом году был Григорий Либергал, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения.

Фильм, получивший призы зрительских симпатий четырех крупных международных кинофестивалей, включая Берлинале-2010 и Московский международный кинофестиваль 2010, рассказывает о том, как известный и вполне успешный художник Вик Мунис едет на самую большую мусорную свалку в мире — Жардим Грамашо, — расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, чтобы сделать серию портретов людей, которые там работают и живут. Художник, сам эмигрировавший в США из Бразилии, планирует продать свои будущие работы на аукционе, а на вырученные деньги помочь хотя бы нескольким обитателям знаменитой свалки выбраться из нее или по крайней мере изменить свою жизнь к лучшему. Вику Мунису этот план вполне удался: все пять портретов были удачно проданы. Только за один из них на аукционе в Лондоне удалось выручить 50 000 фунтов стерлингов. Так что жанр фильма можно было бы назвать «рождественской сказкой», если бы его сюжет был выдуманным.

Герои фильма, называющие себя «катадорес», каждый день с огромными мешками в руках собирают и сортируют отходы бразильской столицы для последующей переработки. То, как они, рискуя жизнью, бросаются к грузовикам, подвозящим и вываливающим отходы огромного города, производит гнетущее впечатление. Истории их жизней похожи, каждого привела на свалку нищета, но никто из них не производит впечатления безнадежно опустившегося мизантропа или человека со «сломанной» судьбой. Перебирая горы гниющего мусора, они продолжают надеяться на другую жизнь: кто-то мечтает о настоящей любви, кто-то хочет собрать библиотеку из выброшенных книг и сделать ее доступной для обитателей свалки, кто-то видит целью своей жизни — дать своим детям образование и обеспечить им жизнь вне свалки.

Режиссер фильма Люси Уокер — восходящая звезда мировой кинодокументалистики — снимала фильм в течение трех лет, и ей удалось создать удивительные портреты людей, которых в современном мире принято считать маргиналами и изгоями. А они, в силу разных обстоятельств оказавшиеся на свалке жизни и в прямом и в переносном смысле, полны внутренней силы, доброты, чувства собственного достоинства и стойкости духа.

Общение с художником в процессе работы над портретами позволило обитателям свалки по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. Безусловно, и для художника общение с группой «катадорес» не прошло бесследно. Рассказывая о себе, Вик Мунис вспоминает свои детские мечты о вещах, которыми он так хотел владеть и которые были ему совершенно недоступны. «Только спустя годы после эмиграции в Штаты, — говорит он, — после успеха моих картин, хороших заработков и огромных затрат на покупку ненужного хлама я переболел этой покупательской болезнью и понял, что человеку нужно совсем немного вещей, а то, что нам жизненно необходимо, вообще невозможно купить. И лучше мечтать, ничего не имея, чем иметь все и потерять способность мечтать».

Кстати, фильм «Свалка» включен в так называемый long list номинантов на премию Оскар американской киноакадемии 2011 года…

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.