• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мечты на свалке

14 сентября в Культурном центре ГУ-ВШЭ любители документального кино смотрели фильм «Свалка» британского режиссера Люси Уокер. Как всегда, просмотр был организован Фондом «Либеральная миссия», а ведущим первой встречи цикла в этом академическом году был Григорий Либергал, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения.

Фильм, получивший призы зрительских симпатий четырех крупных международных кинофестивалей, включая Берлинале-2010 и Московский международный кинофестиваль 2010, рассказывает о том, как известный и вполне успешный художник Вик Мунис едет на самую большую мусорную свалку в мире — Жардим Грамашо, — расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, чтобы сделать серию портретов людей, которые там работают и живут. Художник, сам эмигрировавший в США из Бразилии, планирует продать свои будущие работы на аукционе, а на вырученные деньги помочь хотя бы нескольким обитателям знаменитой свалки выбраться из нее или по крайней мере изменить свою жизнь к лучшему. Вику Мунису этот план вполне удался: все пять портретов были удачно проданы. Только за один из них на аукционе в Лондоне удалось выручить 50 000 фунтов стерлингов. Так что жанр фильма можно было бы назвать «рождественской сказкой», если бы его сюжет был выдуманным.

Герои фильма, называющие себя «катадорес», каждый день с огромными мешками в руках собирают и сортируют отходы бразильской столицы для последующей переработки. То, как они, рискуя жизнью, бросаются к грузовикам, подвозящим и вываливающим отходы огромного города, производит гнетущее впечатление. Истории их жизней похожи, каждого привела на свалку нищета, но никто из них не производит впечатления безнадежно опустившегося мизантропа или человека со «сломанной» судьбой. Перебирая горы гниющего мусора, они продолжают надеяться на другую жизнь: кто-то мечтает о настоящей любви, кто-то хочет собрать библиотеку из выброшенных книг и сделать ее доступной для обитателей свалки, кто-то видит целью своей жизни — дать своим детям образование и обеспечить им жизнь вне свалки.

Режиссер фильма Люси Уокер — восходящая звезда мировой кинодокументалистики — снимала фильм в течение трех лет, и ей удалось создать удивительные портреты людей, которых в современном мире принято считать маргиналами и изгоями. А они, в силу разных обстоятельств оказавшиеся на свалке жизни и в прямом и в переносном смысле, полны внутренней силы, доброты, чувства собственного достоинства и стойкости духа.

Общение с художником в процессе работы над портретами позволило обитателям свалки по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. Безусловно, и для художника общение с группой «катадорес» не прошло бесследно. Рассказывая о себе, Вик Мунис вспоминает свои детские мечты о вещах, которыми он так хотел владеть и которые были ему совершенно недоступны. «Только спустя годы после эмиграции в Штаты, — говорит он, — после успеха моих картин, хороших заработков и огромных затрат на покупку ненужного хлама я переболел этой покупательской болезнью и понял, что человеку нужно совсем немного вещей, а то, что нам жизненно необходимо, вообще невозможно купить. И лучше мечтать, ничего не имея, чем иметь все и потерять способность мечтать».

Кстати, фильм «Свалка» включен в так называемый long list номинантов на премию Оскар американской киноакадемии 2011 года…

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.