• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы для победителей

28 октября в Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета (МГУ) имени М.В.Ломоносова прошла пресс-конференция «Качество приема в российские вузы: кого выбрали победители олимпиад», в которой приняли участие ректор МГУ Виктор Садовничий и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

На пресс-конференции был представлен рейтинг качества приема по итогам олимпиад — перечень вузов, выбранных в 2010 году победителями и призерами олимпиад школьников. Исследование проводилось ГУ-ВШЭ в сотрудничестве с РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ.

Об относительности рейтингов

Это уже третий рейтинг, выполненный по заказу Общественной палаты и посвященный высшему образованию (недавно были представлены рейтинг прозрачности сайтов вузов для абитуриента и рейтинг качества приема по среднему баллу ЕГЭ). При его составлении учитывались два показателя — количество победителей и призеров олимпиад, включенных в Перечень олимпиад школьников на 2009–2010 год, и количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Чтобы «уравнять» значимость олимпиад, на каждого победителя Всероссийской олимпиады (она проводится в несколько этапов и при определении победителей, как правило, исключены случайности) был введен весовой коэффициент 5, итоговые баллы суммировались.

В результате список из 251 вуза был поделен на три зоны. В «зеленую», самую благополучную, попали 35 вузов. Это вузы-лидеры, среди них много широко известных вузов со сложившимися брендами, национальных исследовательских университетов. Верхние строчки заняли МГУ имени М.В.Ломоносова, ГУ-ВШЭ, Московский государственный технический университет (МГТУ) имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), у этих вузов более тысячи баллов. Близко к ним «примыкают» Московский физико-технический институт (МФТИ), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Сибирский федеральный университет (СФУ), Томский политехнический университет, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России.

140 вузов, набравшие от 1 от 91 балла, числятся в нейтральной «желтой» зоне: сюда «олимпиадники» поступают, хоть и не массово. Еще 76 вузов оказались в опасной «красной» зоне — туда не пришел ни один победитель олимпиад. «Мне кажется, что это серьезное основание, чтобы руководители и коллективы вузов задумались над тем, каким образом они работают и достаточно ли они работают с абитуриентами. Вуз без сильного абитуриента, без ориентации на то, чтобы заранее искать своего студента, честно говоря, вуз без будущего. Не хочу говорить так резко по поводу каких-то конкретных коллег из этого списка, но мы обязаны указать на серьезную проблему, которую, на наш взгляд, эти коллективы должны решить», — сказал Ярослав Кузьминов.

Рейтинг качества приема по итогам олимпиад, по его словам, можно трактовать более однозначно, нежели рейтинг приема по среднему баллу ЕГЭ. Как напомнил Ярослав Кузьминов, позиции некоторых вузов в ЕГЭ-рейтинге у экспертов вызывали недоумение: «Проректор одного из таких вузов в интервью РИА Новости сказал, что вуз случайно попал в лидеры, что место не отражает его уровень». Очевидно, такие ситуации стали возможны благодаря большому количеству абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ в отдельных регионах. «То, что сегодня мы представляем, нам как экспертам гораздо понятнее — у нас нет вопросов, почему тот или иной университет занял то или иное место», — отметил Кузьминов.

Вместе с тем, ни один рейтинг, как подчеркнул ректор Вышки, нельзя воспринимать как единственный показатель качества работы вуза: «Я не очень люблю слово "рейтинг", потому что многие воспринимают результаты рейтингования по тому или иному критерию как некое конечное измерение качества вуза. Но есть еще научная работа вуза, дальнейшее трудоустройство выпускников… Показателей много. При этом качество абитуриентов — очень большая составляющая работы вуза».

Также Ярослав Кузьминов отметил, что олимпиады нельзя воспринимать исключительно как возможность попасть в вуз в обход ЕГЭ. Школа должна не только работать на формальные результаты, но и «разбудить учащегося, заинтересовать его». «Олимпиады — это мощнейший стимул, чтобы ребенок, заинтересовавшийся физикой или биологией (может, он один такой в классе, и его интерес никто не поддерживает), нашел бы себе подобных, стал с ними общаться, стал творцом», — сказал ректор. Поэтому олимпиадное движение необходимо перестраивать, вовлекая в него все больше учащихся 7–10 классов, а может и более младших школьников. И никто, кроме вузов, этого не сделает.

Об ограничениях для победителей

Подтверждают ли победители олимпиад свой талант и высокий уровень подготовки, поступив в вуз? Об этом подробно рассказал Виктор Садовничий, представивший результаты исследования успеваемости студентов, поступивших по итогам олимпиад. Его проводил Российский союз ректоров для анализа эффективности функционирования системы олимпиад школьников.

В последние годы школьники все активнее участвуют в олимпиадах: в прошлом году — около 500 тысяч человек, что на 17% больше показателей позапрошлого года. В этом году, по оценкам экспертов, число участников олимпиад должно увеличиться еще на 30%, этому будут способствовать новые правила проведения олимпиад, в частности, дистанционный первый тур. При этом увеличения числа победителей олимпиад, как отметил Виктор Садовничий, не ожидается, скорее наоборот, поскольку введены пороговые ограничения в 35% против 45% в прошлом году для победителей заочного и очного туров.

Большего всего среди участников олимпиад учащихся старших классов. Многие действительно воспринимают олимпиады как способ облегчить поступление в вуз. Всего в прошлом году льготами при поступлении воспользовались 16392 дипломанта олимпиад. 8114 человек были зачислены без вступительных испытаний. Это 1,6% от всего бюджетного приема. «Почти что погрешность», — прокомментировал ректор МГУ.

Однако из-за того, что внимание «олимпиадников» приковано к ограниченному количеству вузов, возникает ряд сложностей. Так, в прошлом году льготы победителям и призерам олимпиад предоставили 208 учебных заведений. И только 35 из них зачислили по 100 и более «олимпиадников». В лидерах МГУ (здесь 2045 «олимпиадников»), МГТУ им. Баумана (1147), ГУ-ВШЭ (826), СФУ (748), СПбГУ (698). На 5 вузов приходится 75% дипломантов Всероссийской олимпиады школьников — МГУ (38%), МГИМО (16%), ГУ-ВШЭ (9%), СПбГУ(8,5%), МФТИ (6%). «Многие мифы рождаются как раз вокруг этих пяти вузов, потому что в остальных вузах особых проблем нет», — пояснил Виктор Садовничий.

Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено исследование успеваемости студентов — «олимпиадников». Согласно его результатам, в сравнении с другими однокурсниками победители олимпиад учатся лучше, это бесспорно. На «хорошо» и «отлично» учатся 47,2% «олимпиадников» (тогда как по остальным студентам этот показатель 40,5%), их средняя отметка — 4,1 балла против 3,8 баллов у остальных студентов.

Виктор Садовничий рассказал о том, какие изменения ожидаются в правилах приема в вузы в следующем году. Во-первых, сократится количество олимпиад. В проекте Перечня на будущий год числится только 77 олимпиад школьников — их количество решено сократить после усиления проверки заявок на проведение олимпиад (суммарное количество экспертиз составило 4,3 тысячи — в 7 раз больше, чем в прошлом году). Во-вторых, «олимпиадники» смогут подавать документы только в один вуз, а не в пять, как в этом году.

По мнению обоих ректоров, это должно существенно упростить работу вузов и сделать понятнее ситуацию с поступлением для других абитуриентов. Как напомнил Ярослав Кузьминов, в этом году были случаи, когда на 100 бюджетных мест поступало 500 заявлений победителей олимпиад: «Другие абитуриенты — сильные, но не победившие на олимпиадах — приходили, смотрели на это с ужасом и уходили». Беда в том, что из 500 победителей олимпиад в результате могло остаться лишь 20 человек, остальные забирали документы.

«Такие ситуации явно алогичны, — отметил Кузьминов. — Очень надеюсь, что в этом году Минобрнауки примет однозначное, четкое правило, которое не ущемляет интересы абитуриентов, никак не влияет на возможности выбора. Но выбор — в какой вуз и на какую программу он хочет быть зачисленным без экзаменов — победитель олимпиады должен сделать заранее».

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала

Вам также может быть интересно:

Вышка улучшила свои позиции в рейтинге QS

Университет в этом году продвинулся в рейтинге на 21 позицию, заняв 7-е место среди российских вузов. Это произошло благодаря значительному улучшению показателей академической репутации и высокой оценке выпускников работодателями.

Репутация российских вузов в институциональном рейтинге QS стабильно растет благодаря Проекту 5-100

За последние 5 лет российские вузы показали заметную динамику по вхождению в топ-500 институционального рейтинга QS, увеличив свое представительство в полтора раза (с 9 до 16) в основном благодаря участникам Проекта 5-100. Этот показатель является одним из основных ориентиров федерального проекта «Молодые профессионалы».

ВШЭ в лидерах рейтингов RAEX и Интерфакс

ВШЭ вошла в ежегодный рейтинг лучших вузов России агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) и устойчиво занимает в нем 5-е место, а по показателю востребованности выпускников находится на 3-м месте. Также в X ежегодном Национальном рейтинге университетов группы «Интерфакс» ВШЭ поднялась на 1 позицию и заняла 4–е место среди российских вузов.

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

В Высшей школе экономики установлен суперкомпьютер

Мощности суперкомпьютера, находящегося в МИЭМ, позволят университету выйти на новый уровень исследований в области глубинного обучения и математического моделирования.  Вычислительный кластер занял 6-е место в апрельском рейтинге «Топ-50 суперкомпьютеров России».

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.