• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческий подход и моральные основы менеджмента

24–25 ноября в ГУ-ВШЭ прошла III ежегодная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования», организованная факультетом менеджмента Высшей школы экономики в сотрудничестве с руководством журнала Harvard Business Review-Россия.

Открывая пленарное заседание, декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Николай Филинов отметил, что накануне в течение всего дня на факультете работала молодежная секция конференции, на которой были заслушаны 97 докладов аспирантов и студентов магистратуры и бакалавриата ВШЭ и других университетов Москвы. «Понятно, что уровень докладов наших молодых коллег очень разный, для некоторых это самый первый шаг в науке, — сказал он, — тем не менее, участие в конференции — это хорошая школа для начинающего исследователя. Около десятка аспирантстких и студенческих работ были отмечены специальными премиями, дипломами и годовой подпиской на журнал Harvard Business Review-Россия». Приветствуя участников конференции, Николай Филинов подчеркнул, что 127 докладчиков форума представляют 13 городов России и более 10-ти зарубежных государств, включая Германию, Финляндию, Македонию, Великобританию, Австрию, Болгарию, США. «Через год мы, как обычно, выпустим сборник, в который войдут не тезисы, а полные тексты докладов конференции», — заверил декан факультета менеджмента ГУ-ВШЭ.

Елена Евграфова, главный редактор Harvard Business Review-Россия, в своем выступлении объяснила, почему редакция журнала ежегодно принимает участие в конференциях факультета менеджмента Высшей школы экономики: «Мы считаем, что сегодня чрезвычайно важно всемерно поддерживать качественное образование и исследовательские проекты в сфере менеджмента. Кроме того, руководство журнала заинтересовано в новых публикациях об исследованиях, перспективных идеях и разработках в области менеджмента. Российское издание Harvard Business Review, в отличие от англоязычного, испытывает постоянный дефицит материалов, которые должны составлять 30% публикаций журнала. Если мои коллеги в США просто отбирают самое яркое и важное из огромного потока исследовательских материалов и предложений, которые стекаются к ним из лучших бизнес-школ, научных центров и университетов всего мира, то нам в России приходится заниматься постоянным, но не очень продуктивным поиском, потому что в стране мало как исследований, так и исследователей». Елена Евграфова призвала участников конференции к сотрудничеству, обмену идеями и поддержанию постоянного диалога с журналом.

Доклад Игоря Филаточева, профессора City University of London и директора Исследовательского центра по корпоративному управлению, содержал не только подробный анализ современных дебатов и дискуссий о самых насущных проблемах корпоративного управления, но и перечисление существенных пробелов в тематике современных исследований. Среди тем, которые требуют особого внимания ученых, Игорь Филаточев отметил работы по изучению влияния национальных институтов на природу и масштабы агентских конфликтов в различных странах, изучению того, влияют ли институты на результативность и эффективность конкретных практик корпоративного управления, а также могут ли рассматриваться в качестве субститутов механизмов корпоративного управления. «Необходимо разработать комплексный, всесторонний подход к изучению проблем корпоративного управления, — подчеркнул он, — и привлечь к исследованиям в этой области не только экономистов и специалистов в области финансов, но и социологов, а также психологов-бихевиористов, которые могут оказать нам важную помощь в понимании природы корпоративного управления».

Профессор Неджет Деленер, декан бизнес-школы State University of New York at Old Westbury, в своем выступлении коснулся важнейших вызовов в сфере предпринимательства. Отвечая на вопрос — Why business fail and under perform? — докладчик представил участникам конференции свою версию списка из 20 причин краха новых бизнесов. Ссреди этих причин такие нетрадиционные для дискурса бизнес-школ, как жизнь в выдуманном мире «бумажных» показателей, обожествление проектов и установленных сроков и перекладывание принятия стратегических решений на бухгалтерию. Ключ к успеху в бизнесе, по мнению Н.Деленера, — в позитивном мышлении, нацеленности на успех, жертвенности, готовности идти на риск и четком планировании.

Уэсли Джонстон, профессор Georgia State University, директор Центра маркетинговых исследований в бизнесе и промышленности, активный член международной организации IMP (Industrial Marketing&Purchasing), в своем выступлении рассказал о результатах сравнительного анализа современных практик маркетинга в США, Китае и других странах. Классифицируя эти практики в соответствии с различными концептуальными подходами (трансакционным, маркетингом баз данных, интерактивным и сетевым маркетингом), автор показывает степень распространенности выделенных типов практик на различных продуктовых рынках в зависимости от размера фирмы и страновых особенностей рынка. Среди выводов исследования — заключение о том, что, несмотря на консолидацию мнений по выделению направления основных изменений в маркетинге по мере его развития практики последних лет в различных странах, на различных рынках демонстрируют одновременное использование всех моделей. «Все виды маркетинга вполне живы», по мнению автора, однако теорию, которая бы объясняла, при каких условиях целесообразно использовать тот или иной вид еще предстоит создать.

Большой интерес аудитории вызвал доклад Пола Суирса, профессора факультета менеджмента George Washington University, о возрастающей востребованности когнитивной, творческой работы в условиях перехода мировой индустрии к освоению инновационных технологий и о необходимости создания новой схемы кадровой классификации должностей. «Методы, которые сегодня используются для оценки человеческих ресурсов, давно устарели и остро нуждаются в пересмотре, — сказал он. — К примеру, сейчас в США менее 1% населения заняты в сельском хозяйстве, чуть более 9% — в промышленном производстве, и почти 89% — в сфере услуг. Необходимо подвергнуть тщательному анализу и переосмыслению новые профессии и категории должностей на современном рынке труда, понять, каким требованиям должны отвечать кандидаты на ту или иную должность, и изменить критерии найма и управления персоналом. В сфере управления персоналом во всем мире все чаще приходится слышать о важности творческого подхода к работе. Но в каждой ли профессии заложена такая необходимость? Заинтересованы ли мы в творческих бухгалтерах или креативных авиапилотах? Вряд ли. Работа бухгалтера и авиапилота должна быть четко структурирована, обеспечена подробным тренингом и детальными инструкциями». Соответственно, предлагается выделять три категории работников: использующие преимущественно ручной труд, использующие знания для работы в стандартных, рутинных ситуациях, использующие свой интеллект для принятия решений в нестандартных, требующих креативных решений ситуациях.

По окончании пленарного заседания состоялась встреча участников конференции с редакторами и членами редколлегий четырех зарубежных научных журналов по менеджменту и началась работа сессий самой разнообразной тематики — по теоретическим и прикладным аспектам стратегического менеджмента; межфирменным взаимоотношениям; управлению человеческими ресурсами; маркетингу; менеджменту инноваций; управлению организациями сферы услуг и некоммерческого сектора и других. Кроме того, в рамках конференции прошли мастер-классы, диспуты и круглые столы по важнейшим аспектам и проблематике современного менеджмента.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука 

Вам также может быть интересно:

«Ритейлу нужны не магазинные работники, а менеджеры, способные управлять большой экосистемой»

В НИУ ВШЭ открывается новая магистерская программа «Менеджмент в ритейле». О том, чему будут обучаться студенты, почему ритейл не нужно сводить к розничной торговле и как он меняется под воздействием цифровых технологий, рассказывает руководитель программы Ольга Ойнер.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Работодатель должен видеть в сотрудниках людей, а не просто «ресурсы»

Почему менеджменту можно научиться только на практике, а лидерство не должно быть равно единоличию? Об этом студенты Вышки могли узнать на большой встрече с известным канадским профессором Генри Минцбергом и мастер-классах представителей крупных и международных российских компаний.

Вышка предлагает абитуриентам бакалавриата две новые программы по менеджменту

В 2017 году в Вышке будет вестись прием на две новые бакалаврские программы — «Управление бизнесом» и «Маркетинг и рыночная аналитика». Чему будут учить на этих программах, их руководители рассказали новостной службе ВШЭ. Подробную информацию также можно будет получить на дне открытых дверей, который состоится 15 апреля.

Кто управляет российскими банками

Большинство топ-менеджеров кредитных организаций в РФ — специалисты без международного опыта работы, получившие два высших образования и отдавшие банковскому делу не менее десяти лет, выяснили ученые НИУ ВШЭ.

Газета «Деловой Петербург» признала директора питерской Вышки лучшим менеджером в сфере образования

Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Сергей Кадочников стал победителем премии «Топ-100» в номинации «Лучший менеджер в сфере образования». Премия учреждена газетой «Деловой Петербург».

Современный менеджмент: развитие исследований и исследователей

На факультете менеджмента ВШЭ прошел академический семинар молодых исследователей в менеджменте, а также завершились Седьмая ежегодная научная конференция «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» и Первая международная конференция по сетевому анализу. Форумы совместились не только по времени проведения — все три мероприятия имели общих спикеров и слушателей.

10 фактов о Высшей школе менеджмента ВШЭ

18 октября Высшая школа менеджмента ВШЭ отметила 15-летие со дня основания. «Пожизненное обучение», учет российской специфики бизнеса, генерирование собственных конкурентных преимуществ — к юбилею Школы мы собрали несколько любопытных фактов о ней.

Работа исследователя из ВШЭ получила награду Академии менеджмента в США

В Филадельфии прошло ежегодное собрание Академии менеджмента — главное событие года для ученых, работающих в этой сфере. В конференции приняли участие более десяти тысяч специалистов. Высшую школу экономики представляли восемь человек.

ВШЭ и ESCP Europe: итоги и планы сотрудничества

Одним из ведущих зарубежных партнеров ВШЭ является Европейская школа бизнеса (ESCP Europe), основанная в Париже в 1819 году. Об истории школы, ее интересах в России и совместных с ВШЭ проектах рассказывает генеральный директор ESCP Europe Эдуард Юссон.