• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Художественная конструкция деструкций

7 декабря в Культурном центре ГУ-ВШЭ любители документального кино смотрели и обсуждали фильм режиссера Андрея Осипова и сценариста Одельша Агишева «Охота на ангела или четыре любви поэта и прорицателя».

Малый зал Культурного центра Вышки был полон. На просмотр пришли не только любители кино, но и филологи, культурологи, и те, кто интересуется творчеством Андрея Белого, и поэзией Серебряного века вообще. Фильм о трагических превратностях судьбы гениального поэта был снят в 2002 году и с тех пор получил целый ряд престижных премий российских и зарубежных фестивалей.

В картине подобраны и смонтированы фрагменты кинохроники и немого игрового кино начала ХХ века, которые сопровождаются мастерским исполнением закадрового текста о любовных историях и важнейших событиях в жизни поэта. Как известно, Андрей Белый на протяжении практически всей своей жизни оказывался внутри любовных треугольников: то с Валерием Брюсовым и Ниной Петровской, то с Александром Блоком и его женой Любовью Менделеевой, и наконец — с собственной женой Асей Тургеневой и мистиком Рудольфом Штейнером. Только последний, советский период его жизни в союзе с Клавдией Васильевой оказался более или менее благополучным, хотя именно она «помогла» ему совершить серьезнейшую ошибку, когда в 1923 году убедила Белого вернуться из эмиграции в страну Советов.

Никто из биографов Белого не может ни подтвердить, ни опровергнуть версию о том, что Клодя (так называл Клавдию Васильеву Андрей Белый) действовала по заданию партии и правительства. Один только факт ее беспрепятственного выезда из России в Европу говорит о многом. А советская власть в 1920-е годы вдруг почувствовала острый дефицит в советских Гоголях и красных Пушкиных, которые могли бы прославлять новый строй. Советской России потребовались те самые «гнилые интеллигенты», которых она за несколько лет до этого сама безжалостно выбрасывала из страны.

Поэт-символист Андрей Белый, человек не от мира сего, обладавший провидческим даром художник и философ, конечно, не мог и не хотел становиться ни советским Гоголем, ни красным Пушкиным, и был отторгнут и большевистской властью, и советской молодежью, которая свистом и топотом встречала его публичные выступления. В его творчестве выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства. Как писал его современник философ Ф. Степун, «творчество Белого — это художественная конструкция всех тех деструкций, что совершались в нем и вокруг него».

По мнению ведущего киноклуба ГУ-ВШЭ Григория Либергала, «мастерство авторов фильма позволяет через частную жизнь поэта раскрыть не только его мироощущение, но и сам эмоциональный строй той эпохи». Знаменитые немые киноленты начала прошлого века о неземных любовных страданиях, жгучих страстях, коварных изменах, убийствах из ревности и самоубийствах из мести современным зрителем воспринимаются как очень условные, чересчур театрализованные и забавные. Но в начале ХХ века синематограф был невероятно притягательным для символистов и вполне отвечающим их представлениям об идеальной жизни, и это нашло свое объективное отражение в фильме.

Когда трогательный видеоряд с томными актерами, которые беспрерывно рыдают, манерно заламывают руки и драматично закатывают глаза, сочетается с весьма серьезным закадровым текстом, такое «столкновение» создает особый эффект восприятия картины. Кстати, текст озвучивают замечательные актеры Галина Тюнина, Евгений Миронов и Александр Балуев. Их голоса за кадром рассказывают о творческих замыслах и любовных исканиях поэта, о его прозрениях, тоске, страхах, а на экране одна за другой возникают сцены современного поэту кинематографа, которые словно иллюстрируют один из основных принципов символизма — творить жизнь как художественный акт.

Мнения зрителей о фильме разделились самым решительным образом. Как это ни странно, одна из основных претензий к авторам киноленты заключалась как раз в том, что сделало картину такой необычной и интересной. По мнению целой группы участников просмотра, обилие кадров игрового кино способствовало некой легковесности и несерьезности в раскрытии темы трагической судьбы и одиночества художника в советской России. В свою очередь сторонники фильма напомнили оппонентам, что картину никак нельзя отнести к научно-популярным или биографическим лентам, которые обычно претендуют на всестороннее и глубокое осмысление жизни и творчества великих людей. По жанру фильм можно отнести к поэтической документалистике, хотя своим своеобразием и оригинальностью замысла картина фактически бросает вызов киноведам. Некоторые исследователи кино до сих пор ведут споры о том, документальный ли это фильм вообще. Создатели фильма не просто идеально подобрали фрагменты немого игрового кино, но и выстроили этот материал таким образом, что кадры сложились в совершенно новый сюжет и совершенно самостоятельное произведение киноискусства.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.