• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С целью очищения души

8 декабря в клубе «Креативный класс» отделения культурологии ГУ-ВШЭ состоялась встреча с одним из руководителей проекта «АРТкино» Дмитрием Куповых и просмотр короткометражного кинофильма «Аргентина», снятого одним из выпускников «АРТкино» Михаилом Марескиным.

Основная цель проекта, работающего в Москве с 2006 года, — возрождение авторского кино в России. Открывая первое в этом году заседание клуба «Креативный класс», профессор отделения культурологии ВШЭ Ян Левченко сказал: «Организация, которую сегодня представляет наш гость, может быть названа досуговым центром, клубом или школой, продюсерским центром или прокатной конторой. Это многопрофильный культурный институт, который занимается важным делом, альтернативным всему тому, что принято называть "большим кинематографом"».

Создатели проекта называют свое детище «некоммерческим холдингом». За четыре года в рамках проекта была инициирована и организована деятельность по различным направлениям: киноклуб «АРТкино», газета «АРТкино», киноклуб «Мастер-класс», Всероссийский фестиваль авторского короткометражного фильма «АРТкино», кинокомпания «АРТкино» и альтернативная система кинопроката молодых режиссеров «АРТкино-прокат». По словам Дмитрия Куповых, киноклуб «АРТкино» стал школой для всех, кто интересуется историей и языком киноискусства, режиссурой, кинодраматургией, операторским мастерством, монтажом, работой с актерами, режиссурой звука и киноведением. В киноклубе «Мастер-класс» еженедельно проходят встречи с ведущими российскими кинематографистами и молодыми режиссерами, успевшими заявить о себе интересными работами. Газета «АРТкино» освещает актуальные события клубов, информирует о специальных проектах и мероприятиях, о новых именах, тенденциях и открытиях, размещает актуальные материалы, заметки и интервью для всех, кто хочет повысить уровень своей кинематографической эрудиции.

Как рассказал Дмитрий Куповых, на первом Всероссийском фестивале авторского короткометражного кино, который прошел в сентябре 2008 года, на четырех площадках было показано более ста фильмов молодых режиссеров страны. Задача фестиваля — прорыв интеллектуального кино, авторы которого затрагивают серьезные проблемы и ведут конструктивный диалог со зрителем. При проекте действуют операторские курсы, переводятся на русский язык иностранные учебники по кинематографии, производятся собственные короткометражные фильмы, которые уже не раз становились участниками и лауреатами кинофестивалей.

Отвечая на вопрос о том, на какие средства существует «некоммерческий холдинг», Дмитрий Куповых объяснил, что, поскольку проект не имеет ни государственной, ни инвесторской поддержки, он ведет всю свою многопрофильную деятельность на ежемесячные членские взносы участников и на средства, выручаемые от продажи дисков и книг.

Отмечая четырехлетие «АРТкино», Дмитрий Куповых в приветствии, опубликованном в газете «АРТкино», отметил, что фактически «за четыре года из районного клуба по интересам проект превратился в масштабный культурный центр с филиалами по всей России, своим фестивалем, уникальной системой проката короткометражного кино и издательством газеты, книг и дисков. Помимо успешной статистики поступления во Всероссийский институт кинематографии и на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, киноклуб может предложить своим студентам достаточные знания и техническую поддержку для того, чтобы снимать достойные короткометражные фильмы, которые будут с интересом приняты как кинематографическим сообществом, так и зрителем».

Между прочим, у «АРТкино» есть свой этический манифест, выражающий не только цели, но и основное содержание проекта и кредо его руководителей и участников. Цитируем одно из самых красноречивых положений этого документа: «Исцеление — это возвращение к истинной ЦЕЛИ. Современный кинематограф болен шаблонностью, алчностью, фрагментарностью и порочностью. Он утратил свою цель — быть великим искусством. А цель всякого искусства — катарсис или очищение души».

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.