• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Солнцу свободы над Кубой гореть? А над Россией?

10 октября в Культурном центре ВШЭ состоялась первая в новом учебном году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная Высшей школой экономики и фондом «Либеральная миссия». На встрече «Утопия после утопии» был представлен новый фильм кинодокументалиста Виталия Манского «Родина или смерть».

Фильм «Родина или смерть» — о сегодняшней Кубе. На экране — грязные улицы, старые дома, гаванские дороги, похожие скорее на те, что в России сохранились лишь в глухой провинции. Советские автомобили, произведенные еще в 60-70-е годы прошлого века, очереди в магазинах, где кое-какие — самые простые — продукты можно приобрести по талонам, утренняя политинформация в цехе какого-то небольшого завода... Полное ощущение того, что ты оказываешься в советском прошлом.

Фильм построен как череда житейских историй. Вот мы видим женщину, воспитывающую дочь и племянницу, отправленную к ней в столицу на воспитание из многодетной (а следовательно, очень бедной) семьи, живущей в провинции. Девочкам исполняется по пятнадцать лет. И скорее всего их ожидает работа «на панели» — иначе прожить практически невозможно.

Другая история — пожилая женщина, имеющая заслуги перед революцией, тоже едва сводящая концы с концами, перед камерой, очевидно, из-за боязни преследования говорит, что живет как в раю…

Или сапожник, починяющий обувь, приобретаемую кубинцами без преувеличения «на всю жизнь». Он подрабатывает уроками танцев. Танцы — это отдельная история. Когда-то руэда де касино танцевали только в закрытых клубах. Теперь же это и развлечение для туристов, и способ ухода от житейских проблем для нынешних кубинцев. А для сапожника — способ заработать, чтобы прокормить семью.

В одном из эпизодов фильма толпа скандирует: «Вива Фидель, вива Рауль!» Но это одна сторона медали. По словам режиссера Виталия Манского, Рауля Кастро на Кубе «не любят и не уважают», часто называя обидным прозвищем — «Китаянка», намекая на нетрадиционную сексуальную ориентацию. Отношение же к Фиделю — иное. Это сложная смесь чуть ли не животного страха и глубокого почтения.

Работа над фильмом была трудной. Во-первых, как сказал режиссер, снимать современное документальное кино для малой аудитории — задача непростая. Во-вторых, получить разрешение на съемки на Кубе очень трудно. «Иногда приходилось снимать на фотоаппараты, а с оппозицией мы не общались вообще. Так поступают корреспонденты многих западных телекомпаний: если нарушить правила, то лишат аккредитации и запретят съемки», — рассказал Виталий Манский. По его мнению, скоро Куба станет ньюсмейкером номер один в мире, настолько там напряженная ситуация.

Ведущий встречи, ординарный профессор ВШЭ Александр Архангельский дополнил, что он чувствовал себя на Кубе туристом, который «смотрит на чужой ужас». «Девушки до революции не стоили, как сейчас, полкуска мыла из гостиничного номера, — говорит режиссер фильма. — Ужас, оказывается, может быть еще ужаснее. Я вообще себя слабо представляю отдыхающим на кубинском пляже».

Кто-то из критиков однажды сказал, что вместо того, чтобы показывать, как живут люди, лучше показать жизнь уличных собак. В фильме «Родина или смерть» собаки тоже есть. Они греются на солнце, играют, спариваются… «На Кубе действительно очень много истощенных собак. Они есть, наверное, есть везде. Но вряд ли вы где-нибудь еще увидите собак, которые пытаются грызть камни», — делится наблюдениями Виталий Манский.

Кто-то из присутствовавших на встрече заметил, что в фильме мы видим наше советское прошлое и, возможно, будущее: будем петь и плясать без демократии. Наверное, наше будущее все-таки не такое мрачное. Но задуматься о нем фильм заставляет. Потому что это наша жизнь. И она — важнее, чем политика.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.

Реновация: чем опыт Парижа может быть полезен Москве

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ подготовила документальный фильм о реновации Парижа. О том, как социальные и градостроительные проекты меняют большой город, в нем рассказывают представители власти, архитекторы и жители парижской периферии. Открытый показ фильма состоится 21 декабря в «Шухов Лаб».

На рождественском киносеминаре попытались понять советское общество

Советский Союз распался 25 лет назад. Возможно, одной из причин его разрушения было само советское общество, которое мы до сих пор не смогли понять до конца. Разобраться в нем на материалах картины Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982 год) пытались на ежегодном рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.