• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конструкторы будущего и прошлого

Видеозапись

15 ноября в рамках круглого стола, организованного Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия», с докладом, посвященным регулированию межэтнических отношений в России, выступил профессор кафедры теории политики и политического анализа ВШЭ Эмиль Паин.

Тема круглого стола была сформулирована, как «Национальный вопрос и культурная идентичность», а в качестве тем для обсуждения были заявлены перспективы построения гражданской нации в России на фоне провала политик мультикультурализма и ассимиляции меньшинств. Однако Эмиль Паин подчеркнул, что исследование, проводимое им и его коллегами, имеет прежде всего практическую, экспериментальную функцию. «Наш проект не претендует на создание в России гражданской нации, перед нами стояла более скромная задача — изучить возможности конструирования идентичностей в реальной жизни, — сказал Эмиль Паин. — Многие страны, славящиеся своими традициями, на самом деле их изобретали, как Англия в период правления королевы Виктории. В российской интеллектуальной среде этот элемент изобретательности отсутствует, что порождает проблему культурной детерминированности. Мы только и слышим: такая у нас историческая колея, из нее не выбраться, шаг вправо или влево сделать нельзя. Так вот я хочу проанализировать возможности изменений культурной среды, ценностей и поведения на основе экспериментов».

О том, что трансформация и даже конструирование новой культурной среды в отдельных регионах и городах России возможны, свидетельствуют, например, данные исследований, проведенных Надеждой Абалмасовой в Новгородской и Ярославской областях. Новгород во время губернаторства Михаила Прусака не просто «вспомнил» о том, что является «исторической родиной» российской демократии, но и сумел заработать на эксплуатации этого имиджа. Специально под этот культурный проект — случай, уникальный для России — в область в течение нескольких лет приходили значительные иностранные инвестиции. Впрочем, как заметили в ходе дискуссии другие участники круглого стола, новая культурная реальность в Новгороде практически распалась после ухода Прусака с поста губернатора.

Два других образца сконструированной культурной идентичности, описанных Надеждой Абалмасовой, по-прежнему остаются эффективными. Речь идет о деревне Мартыново и городе Мышкин в Ярославской области, которые превратились в туристические центры благодаря искусственной мифологизации прошлого. Мартыново, которое еще несколько лет назад находилось на грани вымирания, усилиями местных жителей было преобразовано в этнографический музей под открытым небом. Для придания дополнительного колорита обитатели деревни даже объявили себя носителями забытого «кацкого» языка. Возрождение Мышкина началось, в свою очередь, с организации первого в мире музея мыши, но эксплуатацией мышиного бренда горожане решили не ограничиваться и создали по соседству ряд других необычных музеев.

Иосиф Дзялошинский, Евгений Ясин и Эмиль Паин
Иосиф Дзялошинский, Евгений Ясин и Эмиль Паин
Специфический, но весьма интересный для общего понимания межэтнических отношений в России способ построения идентичности существует в армии. Результатами проведенного среди военнослужащих опроса поделился на круглом столе Сергей Простаков. О том, что роль землячеств в армии высока, было известно давно, но данные, полученные исследователем, свидетельствуют, что фактор землячества является определяющим при первоначальной организации армейской службы и быта. Причем в качестве разных «этнических групп» выступают порой представители, казалось бы, очень схожих регионов — например, соседних областей Центральной России. Особую «этногруппу» составляют москвичи. Эти границы начинают стираться лишь по мере прохождения солдатами службы, но в случае с представителями северокавказских республик они остаются в силе.

Большинство опрошенных солдат, отметив, что служба не принесла им никаких профессиональных навыков, в то же время называют армию «школой жизни». Такое же отношение, как заметил Сергей Простаков, существует у бывших заключенных по отношению к тюрьме. Как начальнику тюрьмы, так и армейскому командиру нужны «помощники» для поддержания порядка среди подчиненных. В армии для этих целей удобно полагаться как раз на землячества — в этом плане все более заметную роль играют военнослужащие из Дагестана. Дагестанское землячество, по оценке солдат из других регионов, в том числе северокавказских, является самым сплоченным, закрытым и жестким в российской армии. Это тем более удивительно, что Дагестан является чрезвычайно полиэтнической республикой со множеством скрытых и явных этнических противоречий. Объяснения этому дагестанскому армейскому феномену исследователи пока найти не могут.

Но искать его, как и проводить другие исследования практики построения культурной среды необходимо, отмечают эксперты. Современная Россия, сталкивающаяся с ростом националистических настроений, не может больше ориентироваться ни на политику культурной ассимиляции меньшинств, ни на европейский мультикультурализм. Последний, заключавшийся в положительной дискриминации мигрантов, привел не к их интеграции, а к параллельному существованию этнических сообществ с государством. Большинство социальных программ, направленных на поддержку мигрантов, обернулись лишь созданием целого класса получателей пособий, не принимающих ценностей государства, за счет которого они живут. Однако была в истории и удачная конструкция сосуществования этносов — американская модель «плавильного котла». Эмиль Паин не согласен с экспертами, утверждающими, что она исчерпала себя. По словам профессора ВШЭ, «плавильный котел» по-прежнему жизнеспособен — проблема в том, что эта модель «не реализовывается последовательно».

Выступивший на круглом столе в качестве оппонента профессор кафедры интегрированных коммуникаций ВШЭ Иосиф Дзялошинский предложил аудитории свои контртезисы. Главный из них он сформулировал так: «Человечество переходит от стадных форм организации жизнедеятельности к индивидуальным. Это неотменяемая тенденция — люди хотят быть личностями. Пытаясь сконструировать некую новую общность, мы мешаем этой тенденции. Мы идем в будущее спиной, отказываясь понимать, что нации кончились. Отсюда и такой переполох, когда мы слышим, что люди не хотят быть гражданами своей страны. Да, не хотят! У них есть ближний круг, пока что этнический, потом — просто дружеский».

Впрочем, конструирование новых реальностей не означает непременное подавление индивидуализма. Другое дело, считает Эмиль Паин, что переход к гражданским идентичностям невозможен на основе эволюционного пути — это всегда проект, будь то проект «плавильного котла» или проект интернационализма. С помощью «конструктов» создается совокупность условий для культурной трансформации — и вот уже она происходит естественным путем. Так было и с Возрождением — «флорентийским проектом», и с демократией. «Для меня принципиально важно, что в истории существует множество доказательств возможности радикальных изменений культурных ценностей некоторого сообщества», — отметил Эмиль Паин.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Шапка-невидимка

Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.

«Быть волонтером — это больше, чем профессия»

Кто такой волонтер? Что побуждает человека оторваться от собственных повседневных забот и идти в добровольческие отряды по поиску пропавших людей, ездить в глубинку к забытым старикам, устраивать праздники больным детям? На эти и другие вопросы ответили гости встречи из цикла  «Важнее, чем политика», организованного ВШЭ  и Фондом «Либеральная миссия»: волонтер добровольческого отряда по поиску пропавших без вести людей общественной организации «Лиза Алерт» Ирина Воробьева, учредитель консультационно-дискуссионного клуба «Азбука приемной семьи» при Фонде «Арифметика добра» Диана Машкова, координатор фонда «Старость в радость» Ксения Чудинова и учредитель организации «Больничные клоуны» Константин Седов.

Россия и Германия: как не сжечь мосты

Высшая школа экономики и Фонд «Либеральная миссия» провели в университете традиционный совместный круглый стол — на этот раз поводом для встречи стал выход русского издания книги Ганса-Дитриха Геншера и Кристиана Линднера «Наводить мосты: два поколения, одна страсть».

Государственный музей имени Пушкина ждут большие перемены

В Высшей школе экономики прошла последняя в этом году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия», ее гостем стала директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Любимые идеи Евгения Ясина

В день рождения Евгения Ясина мы рассказываем о его идеях и идеалах, о работе его фонда «Либеральная миссия», о научных трудах и дискуссиях с его участием.

Евгений Бунимович: «Кто-то знает, как придумать, а я знаю, как объяснить»

В Высшей школе экономики состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия», ее гостем стал учитель математики, известный публицист, поэт и государственный деятель Евгений Бунимович.

Итоги девяностых: от коммунистического эксперимента к рыночной экономике

4 февраля прошел круглый стол памяти первого Президента России Бориса Ельцина «Девяностые — годы испытаний и надежд», организованный Высшей школой экономики совместно с Фондом Ельцина и Фондом «Либеральная миссия».

Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки

Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.

Что получится, если смоделировать судьбы вождей

Предопределена ли судьба нации? А каждого человека в отдельности? 17 сентября гостем очередной встречи в рамках цикла «Важнее, чем политика», организуемой ВШЭ и Фондом «Либеральная Миссия», стал общественный деятель, журналист, прозаик и сценарист Денис Драгунский.

Технологическое прогнозирование: как сделать его эффективным

11 июня Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и Министерство образования и науки РФ провели научно-практический семинар «Система технологического прогнозирования: цели, задачи, подходы к организации».