• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛССИ: молодые исследователи и новые идеи

С первого июля в Зеленогорске проходит Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ «Каузальные модели и структурные уравнения». Профессор Петер Шмидт, читающий основной курс на Школе, делится своими впечатлениями о первой рабочей неделе.

Первого июля в Зеленогорске, курортном городке, входящем в состав Санкт-Петербурга, началась Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) «Каузальные модели и структурные уравнения». В программу школы входят курсы по передовым статистическим методам, в том числе по конфирматорному факторному анализу (КФА), моделированию структурными уравнениями и многоуровневому регрессионому анализу. Также в рамках Школы проходит очередная отчетная сессия Международной исследовательской сети ЛССИ, в рамках которой штатные сотрудники и ассоциированные исследователи представляют результаты проводимых ими проектов. Наконец, программа Школы включает лекции видных отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам сравнительных социальных исследований. Среди приглашенных лекторов Петер Шмидт, Херманн Дюльмер из университета Кельна, Зофья Игнац из Университета Гумбольдта, и Игорь Задорин, директор «Евразийского монитора».

Школа закончится до 14 июля. Ежедневные обзоры опубликованы и продолжают публиковаться на сайте ЛССИ.

Профессор Петер Шмидт, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, также читает в Зеленогорске основной курс по КФА и моделированию структурными уравнениями. Профессор поделился своими впечатлениями от первой недели работы Школы.

— Профессор Шмидт, большинство участников Школы — это молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. Как вы оцениваете качество проектов, представляемых на Школе? В чем их сильные места и чего им, на ваш взгляд, не хватает? Какие аспекты необходимо развивать, чтобы выйти на более высокий уровень?

— Прежде всего, хотел бы сказать, что в целом меня впечатлили стремление и настойчивость, с которыми слушатели стремятся осваивать материал. Уровень мотивации студентов просто поражает.

Если же говорить о конкретике, я бы отметил весьма актуальный выбор тем исследовательских проектов. Кроме того, многие участники используют достаточно сложные статистические техники для анализа данных. Тем не менее, нельзя не отметить и некоторые недостатки. Общим местом является не вполне убедительное обоснование теоретической значимости исследований. Как мне представляется, необходимо не только указывать на возможный вклад работы в научное знание, но и более подробно прописывать, каким образом теоретическая схема, лежащая в основании проекта, связана с эмпирическими моделями. На этот аспект следует обратить особое внимание всем тем, кто хотел бы публиковаться в хороших международных журналах.

— Позвольте задать вам провокационный вопрос: каков ваш собственный интерес в преподавании — как на нашей Школе, так и вообще?

— Я часто преподаю на летних школах, не только на Школе ЛССИ, но и на знаменитой Школе Университета Эссекса и некоторых других европейских школах. В этом деле меня в наибольшей степени мотивирует возможность работать с перспективными молодыми учеными. Это очень смещенная, в некотором смысле слова, выборка по сравнению с обычными университетскими курсами по статистике, и я как преподаватель получаю огромное удовольствие от работы с самыми талантливыми и целеустремленными студентами. Они постоянно ставят новые сложные вопросы и вовлекают меня в интереснейшие дискуссии. Что и говорить, у такой аудитории я сам многому учусь. Кроме того, подобные мероприятия часто способствуют созданию новых исследовательских коллективов. Со многими своими, тогда еще будущими, соавторами я познакомился, преподавая на летних школах. Последующее сотрудничество с ними оказалось очень плодотворным. Таким образом, летние школы для меня — это еще и возможность встретиться с молодыми исследователями и развивать с их помощью новые перспективные идеи.

— А если обращаться к каким-то неформальным аспектам проведения Школы, что бы вы могли отметить в этом отношении?

— Здесь прекрасная обстановка! Я уже побывал на пляже, насладился балтийским солнцем и с удовольствием искупался. Хотя в целом у меня не так много времени, чтобы наслаждаться красотами Петербурга, очень много работы. В связи с этим хотелось бы сделать небольшое замечание: на мой взгляд, стоит разделять на летних школах такие аспекты, как освоение неких новых теоретических и практических материалов и подготовка статей к публикации. Оба занятия требуют немалого труда, поэтому эффективнее было бы проводить отдельные школы по каждому направлению деятельности.

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.