• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Права человека и управление интернетом

С 6 по 9 декабря в Баку прошла 7-я сессия Форума по управлению интернетом, в работе которой участвовала делегация Высшей школы экономики.

Видеозапись

Делегация НИУ ВШЭ провела на форуме круглый стол «Права человека в интернете: правовые рамки и технологическое воплощение». Отметим, что Высшая школа экономики стала первым российским университетом, организовавшим круглый стол в рамках этого форума (рабочую группу вуза составили представители факультетов бизнес-информатики и права).

На круглом столе, проведенном под председательством и.о. декана факультета бизнес-информатики ВШЭ Светланы Мальцевой, были представлены четыре доклада, после которых состоялась общая дискуссия и сессия вопросов и ответов.

Первый доклад — «Права человека в интернете. Синергетический эффект: технологические и правовые последствия» — представили сама Светлана Мальцева и преподаватель кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Михаил Комаров. Интернет технологии, согласно их докладу, дают возможности для практической реализации прав человека, прежде всего могут улучшить эффективность уже существующих механизмов. Например, для электронного обучения. Этот вид обучения позволяет реализовать право на образование для людей, которые не в состоянии учиться в обычных школах и университетах, скажем, людей с ограниченными возможностями. Другой пример — социальные сети. Они имеют большое влияние на формирование и распространение знаний. К сожалению, в то же время использование интернет-технологий порой приводит к нарушениям прав человека. А значит, необходимо создавать новые технические средства, новые технологии защиты прав, в том числе средства идентификации и классификации нарушений, профилактики правонарушений на основе прогностического анализа. Чтобы улучшить ситуацию, можно, однако, не только улучшать существующие средства, но и создавать новые модели коммуникации. Возможно, подобную модель удастся простроить на основе концепции Web 3.0.

В следующем докладе, представленном преподавателем кафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Андреем Щербовичем и доцентом кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Анной Жаровой, речь шла об адаптации технических решений к изменяющейся правовой среде. В частности, они рассказали об особой концепции управления интернетом, которая была разработана в Высшей школе экономики. Такое управление осуществляется на различных уровнях — наднациональном, национальном и уровне сетевых сообществ (саморегулирование). Но ни один из этих уровней не может быть достаточным. Они должны быть связаны друг с другом особым способом, чтобы обеспечить реализацию прав человека.

Джереми Малколм, представитель офиса Consumers International в Куала-Лумпуре (Малайзия), представил на круглом столе доклад «Права человека и будущее управления интернетом». Он отметил, что в области прав человека нельзя полагаться исключительно на правительства, равно как на корпорации или структуры гражданского общества. Международное сообщество, безусловно, может предоставить определенные инструменты для реализации прав человека в сети, но у него недостаточно власти и ресурсов для самостоятельной разработки программ и политик в области управления интернетом. Как же быть? По мнению Джереми Малколма, следует объединить усилия заинтересованных сторон в процессе разработки политики общих и руководящих принципов, на которых правительства, частный сектор и гражданское общество смогут договариваться по таким вопросам, как принятие законодательства или заключение договоров. Также в этом процессе должны участвовать администрации онлайн-сервисов, содержащих пользовательский контент. Тот же Форум по управлению интернетом может быть эффективной площадкой для подобной работы.

Роксана Раду, докторант Института международных исследований и развития в Женеве, в своем докладе «Динамика между управлением интернетом и концепцией прав человека на международном уровне» рассмотрела возможности применять международные акты о правах человека в сети. Базовые документы для этого уже имеются, скажем, доступ к интернету как право человека задается несколькими статьями Всеобщей декларации прав человека, такими как статья 19 — о свободе выражения мнения, или статья 26 — о праве на образование. Но международный режим прав человека остается сильно зависимым от национальных органов, правительств и судебных систем. Таким образом, возникает напряженность между двумя конфликтующими парадигмами. С одной стороны, существуют традиционные режимы защиты прав человека, в которых важную роль играют государства, а с другой — парадигма прав в интернете, в которой роль государства сводится к определенному минимуму.

Профессор Орхусского университета Вольфганг Кляйнвэхтер подвел итоги обсуждения. Он отметил, что российская сторона не принимала активного участия в предыдущих совещаниях Форума по управлению интернетом, несмотря на то, что сегмент интернета России достаточно велик. «Увеличение такого представительства — это, безусловно, позитивный сигнал, и мы можем учиться друг у друга, прислушиваясь к различным аргументам и точкам зрения», — отметил он. Круглый стол транслировался через интернет в НИУ ВШЭ, студенты различных факультетов которого, а также приглашенные эксперты задавали вопросы участникам встречи в интерактивном режиме.

Делегация Высшей школы экономики также провела в рамках Форума выставку, на которой были представлены некоторые разработки специалистов ВШЭ в области инновационных технологий в образовании. Кроме того, в качестве дополнительного материала круглого стола был подготовлен сборник статей на английском языке.

Между тем, по замечанию участников встречи, в среде российских ученых и политических деятелей, вовлеченных в рассмотрение проблем соблюдения прав человека в интернете, эта деятельность сфокусирована только на российском сегменте сети, что вроде бы логично. Однако для того, чтобы эффективно защищать права человека в интернете, необходимо понимать, что происходит в этой сфере в других национальных и языковых сегментах сети. Это даст возможность двигаться в сторону универсализации подходов.

Рабочая группа ВШЭ продолжит изучение проблематики управления интернетом, в том числе планирует проводить обсуждения и дискуссии на последующих совещаниях форума. Что же касается прошедшего круглого стола, по его итогам будет издан сборник статей.

 

Виктор Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

601

заявка из 15 стран и 151 города поступила на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2019 года. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее популярными оказались три темы: дополнительное образование и воспитание (238 заявок), школьное образование (218 заявок), игровые и интерактивные технологии (126).

На Конкурсе инноваций в образовании появились 12 номинаций

До 19 мая принимаются заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. На сегодняшний день поступило около 250 заявок из 17 регионов России (представлена в основном европейская часть) и четырех зарубежных стран.

Заявки на конкурс инноваций в образовании принимаются до 19 мая

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) в шестой раз проводится Высшей школой экономики и «Рыбаков фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Победитель получит грант на поездку в любую страну мира, чтобы представить свой проект потенциальным партнерам и инвесторам.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Победителем Конкурса инноваций в образовании – 2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб»

Это первый проект за пятилетнюю историю конкурса, который напрямую не связан с социальной сферой. Авторы проекта получат трэвел-грант и возможность презентовать свой стартап в любой точке мира.

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Прорывные инновации изменят образование

29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов. Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира, будет назван осенью.

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.