• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Задача АВРЭМ — помогать вузам повышать качество образования»

14 декабря состоялись очередные заседания комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ). Об итогах и перспективах их работы рассказывают участники заседаний — декан Высшей школы бизнеса Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Олег Виханский и проректор по учебной работе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Виталий Минашкин.

Олег Виханский, председатель комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области управления человеческими ресурсами АВРЭМ:

Олег Виханский
Олег Виханский
— По итогам работы комиссии отмечу два важных для меня момента.

Во-первых, все члены комиссии очень увлечены, они обеспокоены тем, что происходит в нашей области и хотят искать решения существующих в сообществе проблем. Отчужденности не было.

Во-вторых, меня очень вдохновляет большой разброс мнений коллег — например, разное понимание того, что такое управление людьми, персоналом. Значит, у нас есть поле для поиска решений.

— Судя по вашему выступлению на заседании, вы понимаете проблемную область, которой занимается комиссия, иначе, чем многие другие эксперты…

— Сказав, что наша область — это управление людьми, а менеджмент, в принятом у нас смысле этого слова, устарел, я, честно говоря, повел себя провокационно. Мне хотелось раззадорить коллег.

Лично я очень не люблю понятие «управление человеческими ресурсами». Человек — не ресурс, но наша главная ценность. Люди — это суть организации. У нас же пока господствует архаический утилитарный взгляд, который в конечном счете сводится к тому, что из человека нужно выжать побольше. «Оптимизировать» его, «манипулировать» им. Но на самом деле наша задача — сделать так, чтобы человек мог раскрыться в организации.

Мне бы очень хотелось трансформировать взгляды научного сообщества на нашу область. Я считаю неправильным смотреть на человека с позиции отдела кадров. Поэтому в самом конце заседания комиссии я сказал, что надо определиться с объектом и субъектом управления «человеческими ресурсами». Кого мы в конечном счете готовим? Кадровиков? Я считаю, что ни в коем случае нет.

— Вы сказали, что хотели бы познакомить комиссию с работой системы аккредитации программ Европейского фонда развития менеджмента (EPAS EFMD)...

— Я бы хотел привнести из работы EPAS очень многое, это хорошая технология оценки качества образования и аккредитации образовательных программ. Хотим мы того или нет, одной из задач АВРЭМ неизбежно станет выработка критериев оценки качества, а потом проведение по ним аттестации, и здесь можно обратиться к инструментарию EPAS. Мне импонирует то, что Европейский фонд развития менеджмента серьезный упор делает на рассмотрение и оценку работы системы внутреннего контроля качества в учебном заведении. У нас, к сожалению, на это пока не обращают достаточно внимания.

Цель EPAS состоит не в том, чтобы дать аккредитацию хорошим и не дать плохим, а в том, чтобы помочь вузам выявить свои слабые места и обеспечить рост. Я считаю, наша ассоциация тоже должна заниматься именно этим — помогать вузам повышать качество образования.

— Какие выступления вы отметили бы на сегодняшнем заседании?

— Большой вклад в обсуждение внес проректор ВШЭ Сергей Рощин. Его уровень понимания проблем очень высок. Сегодня я был провокатором, а он — локомотивом, который вывел наше обсуждение на нужные рельсы. Думаю, на наших следующих встречах я снова предложу формулировки, которые вызовут непонимание, дискуссии, даже отторжение, а он поможет нам выйти на новый уровень понимания проблем.

 

Виталий Минашкин, председатель комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области статистики, демографии и анализа данных:

Виталий Минашкин
Виталий Минашкин
— Полтора года прошло с момента внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, и у вузов накопилось много вопросов, связанных с тем, что такое статистика, каковы ее предметная область и границы. Так что сегодня на заседании комиссии мы обсуждали в основном связанные с этим проблемы. Статистика — это профиль в рамках направления «Экономика», следующую встречу планируется посвятить анализу опыта реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Кроме того, затрагивались вопросы качества учебно-методических пособий и других материалов. Их существует огромное количество, но качество в ряде случаев вызывает большие сомнения. Вероятно, одним из направлений работы нашей комиссии станет оценка качества как учебных и учебно-методических материалов, так и самих образовательных программ. Были предложения рассмотреть возможность организации под эгидой комиссии курсов повышения квалификации преподавателей.

Хотелось бы отметить ряд интересных выступлений. Алексей Пономаренко, директор Международного института профессионального статистического образования НИУ ВШЭ, рассмотрел вопросы зарубежной практики подготовки специалистов в области статистики. Елена Зарова, профессор экономико-математического факультета Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова рассказала о возможностях взаимодействия с Международным статистическим институтом — крупным профессиональным объединением статистиков. В рамках этого института действует образовательная ассоциация, и наша задача — установить с ней контакт, принять участие в процессах, которые происходят, например, в европейском статистическом образовании.

— Что нужно сделать для того, чтобы реализовать предложения вашей комиссии, например, по анализу учебных пособий и образовательных программ?

— Все зависит от нас. Если ассоциация будет работать эффективно — аргументированно, обоснованно оценивать качество образовательных программ, формировать предложения для Министерства образования и науки по правовым вопросам развития образования, сообщество это непременно оценит. Нам нужно активнее сотрудничать со СМИ.

— Комиссия охватывает очень широкий круг вопросов — здесь и статистика, и демография...

—Да. Я вижу нашу задачу и в том, чтобы определить точки соприкосновения этих двух областей. С одной стороны, в силу особенностей рынка образовательных услуг, сейчас статистика и демография, как сегодня говорилось, хорошо себя чувствуют в рамках направления «Экономика». С другой стороны, не хотелось бы, чтобы демография «тащилась» за статистикой, как вагончик за паровозиком. Эта дисциплина имеет свою богатую историю, по демографии выпускаются интересные журналы. В этом направлении тоже будем работать.

— Как, на ваш взгляд, будет соотноситься работа комиссии и Учебно-методического объединения на базе МЭСИ?

— Пока сложно сказать. Учебно-методическое объединение (УМО) имеет давнюю историю, а комиссия АВРЭМ только начинает работать. Но я уверен, мы найдем точки взаимодействия.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего

7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.

81%

родителей, чьи дети учатся в каком-либо учебном заведении, довольны качеством их образования.

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

Качество подготовки экономистов и менеджеров оценят ведущие вузы

В послании Федеральному собранию 12 декабря президент РФ Владимир Путин заявил, что «для обновления системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования». Эта тема обсуждалась на общем собрании учредителей Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), состоявшемся в ВШЭ 13 декабря.