• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кино в переводе на философский

2 июня в рамках заседания клуба "Креативный класс" отделения культурологии факультета философии ГУ-ВШЭ состоялась презентация и обсуждение книги Виталия Куренного "Философия фильма: упражнения в анализе".

Заседания культурологического клуба "Креативный класс" открыты для всех, их цель — составить некую лоцию для перемещения в современном культурном пространстве. При этом достаточно активно проходит освоение территории кино: в рамках заседаний Клуба уже обсуждалось несколько знаковых фильмов (в числе прочих — "Двадцатиоднолетние. Рожденные в СССР" Сергея Мирошниченко, "Стиляги" Валерия Тодоровского). Проводились и мастер-классы, посвященные российской киноиндустрии и существующим модусам просмотра кино. В эту линию вписывалось и обсуждение недавно вышедшей книги "Философия фильма: упражнения в анализе".

Собрания Клуба традиционно проводятся в формате мастер-классов, на этот раз такой подход был более чем естественен, ведь автор книги — руководитель отделения культурологии философского факультета ГУ-ВШЭ Виталий Куренной, один из организаторов "Креативного класса". Обсуждение книги предварялось рассылкой нескольких глав из нее, поэтому презентация сопровождалась дискуссиями по существу. Насколько духовным может быть голливудское кино и бездуховным — российское? Как связаны духовность и проблема порядка? Какие идеологемы и общие топосы лежат в основе блокбастера? На чем основывается успех фильма: на ориентации на общепринятое или же на последовательном переводе философских идей на язык повседневности? Нужно ли просвещать тех, кто снимает кино, имеет ли книга такую цель, или же, прочитав Декарта, режиссер уже не снимет прозрачный "картезианский" боевик? На обсуждение этих вопросов участников семинара и подтолкнуло прочтение фрагментов "Философии фильма".

"Философия фильма: упражнения в анализе" представляет собой сборник статей, которые автор начал писать еще десять лет назад, постепенно совершая философский перевод смыслов современного кинематографа с позиций зрителя-феноменолога, а не кинокритика. В рамках книги происходит неожиданное: настроив научную оптику, автор рассматривает массовое кино как кинотекст, в котором закодированы глубокие философские и культурные смыслы. "Матрица: перезагрузка", "Терминатор-3", "Груз 200" — эти и другие блокбастеры анализируются Виталием Куренным как инструменты познания социальной реальности. Подобные упражнения по анализу идут на пользу массовому кино, восстанавливая подсознательные смысловые основания современной киноиндустрии, и, во всяком случае, приносят большое удовольствие читателю.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.