• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кино в переводе на философский

2 июня в рамках заседания клуба "Креативный класс" отделения культурологии факультета философии ГУ-ВШЭ состоялась презентация и обсуждение книги Виталия Куренного "Философия фильма: упражнения в анализе".

Заседания культурологического клуба "Креативный класс" открыты для всех, их цель — составить некую лоцию для перемещения в современном культурном пространстве. При этом достаточно активно проходит освоение территории кино: в рамках заседаний Клуба уже обсуждалось несколько знаковых фильмов (в числе прочих — "Двадцатиоднолетние. Рожденные в СССР" Сергея Мирошниченко, "Стиляги" Валерия Тодоровского). Проводились и мастер-классы, посвященные российской киноиндустрии и существующим модусам просмотра кино. В эту линию вписывалось и обсуждение недавно вышедшей книги "Философия фильма: упражнения в анализе".

Собрания Клуба традиционно проводятся в формате мастер-классов, на этот раз такой подход был более чем естественен, ведь автор книги — руководитель отделения культурологии философского факультета ГУ-ВШЭ Виталий Куренной, один из организаторов "Креативного класса". Обсуждение книги предварялось рассылкой нескольких глав из нее, поэтому презентация сопровождалась дискуссиями по существу. Насколько духовным может быть голливудское кино и бездуховным — российское? Как связаны духовность и проблема порядка? Какие идеологемы и общие топосы лежат в основе блокбастера? На чем основывается успех фильма: на ориентации на общепринятое или же на последовательном переводе философских идей на язык повседневности? Нужно ли просвещать тех, кто снимает кино, имеет ли книга такую цель, или же, прочитав Декарта, режиссер уже не снимет прозрачный "картезианский" боевик? На обсуждение этих вопросов участников семинара и подтолкнуло прочтение фрагментов "Философии фильма".

"Философия фильма: упражнения в анализе" представляет собой сборник статей, которые автор начал писать еще десять лет назад, постепенно совершая философский перевод смыслов современного кинематографа с позиций зрителя-феноменолога, а не кинокритика. В рамках книги происходит неожиданное: настроив научную оптику, автор рассматривает массовое кино как кинотекст, в котором закодированы глубокие философские и культурные смыслы. "Матрица: перезагрузка", "Терминатор-3", "Груз 200" — эти и другие блокбастеры анализируются Виталием Куренным как инструменты познания социальной реальности. Подобные упражнения по анализу идут на пользу массовому кино, восстанавливая подсознательные смысловые основания современной киноиндустрии, и, во всяком случае, приносят большое удовольствие читателю.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.