• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа, в которой помогают даже стены

9 июня в ГУ-ВШЭ прошло заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО), посвященное обсуждению темы «Приоритеты развития школьной среды в условиях ресурсных ограничений».

В ходе дискуссии обсуждались приоритеты материального обеспечения школ, особенности архитектурных проектов и дизайна школьного пространства в контексте современных тенденций в сфере образования. И в контексте, разумеется, экономического кризиса, который вносит свои «поправки» в мечты и надежды по поводу школы завтрашнего дня. На заседании присутствовали не только члены РОСРО, но и архитекторы и дизайнеры, принимающие участие в разработке и внедрении проектов школьных зданий.

Открыл заседание ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, он говорил о роли среды в образовательной активности. «Хорошая школа — это среда, в которой ты обитаешь, то место, где ученик чувствует себя свободно и приятно, — отметил Я. Кузьминов. — Ребенок (а затем подросток) должен рассматривать школу как площадку для самореализации, некоторую точку притяжения. Само по себе окружение образовательного процесса, обстановка, в которой ребенок учится, задает качество учебного процесса — как в пословице, когда «дома и стены помогают»». Ректор также отметил необходимость взаимодействия с архитекторами и дизайнерами, которая, по существу, реализовывалась и в рамках нынешнего заседания.

Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко представил направления, по которым работает его ведомство, в первую очередь в рамках инициативы «Наша новая школа». Речь шла о переходе от старой, «коридорно-классной» (или «индустриальной») системы организации школьного пространства к новой школе «общественных пространств», где обучение должно проходить в комфортных и безопасных условиях. Господин Реморенко перечислил основные тенденции изменений в школьной среде и архитектуре: увеличение площади зданий и сооружений в расчете на одного ученика, развитие автономных решений в сфере отопительных коммуникаций и обеспечения энергией, снижение уровня аварийности школ. Выводы доклада касались трех основных пунктов. Прежде всего, речь шла о необходимости общественных и общественно-государственных институтов саморегулирования и экспертных площадок обсуждения проблематики школьной архитектуры — одной из таких площадок являются заседания РОСРО, а также созданные Департаментом интернет-сайты по данной тематике. Кроме того, новая школьная среда может функционировать только в случае переобучения учителей, готовых работать в новых условиях. Наконец, уже зарекомендовавшим себя решением проблем разработки индивидуальных проектов зданий является формирование банка готовых архитектурных решений для повторного применения с привлечением студентов архитектурных институтов.

Выступление Николая Лютомского, президента архитектурного бюро ООО «АБ ЭЛИС», продемонстрировало реальные возможности взаимодействия образовательного ведомства и архитекторов: он представил несколько осуществленных проектов зданий московских школ, основанных на индивидуальных решениях. Эти проекты учитывают современные тенденции в образовании: наличие функциональных пространств, повышение комфорта и безопасности, многозадачность зданий школы (например, речь шла о физкультурно-оздоровительных комплексах при школах, которые могут посещать в определенное время и жители соответствующего района).

Директор Центра образования №548 «Царицыно» города Москвы Ефим Рачевский в своем докладе высказывался против идеологии и практической реализации «школ-дворцов», поскольку в образовательном учреждении главное — внутренняя организация и дизайн, а не внешняя помпезность. Также господин Рачевский считает недопустимым с точки зрения безопасности, что в большинстве случаев школьные территории у нас  открыты для свободного прохода. Охрана контролирует, по сути, только вестибюль и другие помещения, а пришкольные площадки, где дети часто гуляют во время «продленки», остаются вне их поля зрения. Кроме того, речь шла о новых образовательных средах, где исключается преподавание в больших группах и проводится принцип дифференциации условий обучения для начальной, средней и старшей школы в рамках модели «школ-ступеней»: «Это принципиально разные образовательные среды, если они будут проходить в одинаковой обстановке (во всех смыслах слова), то не будут эффективно работать на образование. Драматизм нашей школы в том, что дидактику начальной школы автоматически переносят на школу подростковую, в которой нужен иной, деятельностный, подход к обучению».

Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов совместно с заместителем директора московской школы №1060 Сергеем Ловягиным представили доклад, в котором был продемонстрирован функциональный подход к организации школьных пространств. Так, Сергей Ловягин, основываясь на опыте немецких и английских школ, говорил о необходимости внедрения в образовательные стандарты функционального подхода: «Если мы говорим о нацеленности на индивидуализацию обучения, нам необходимы функциональные пространства. Когда дело касается экономии ресурсов, стоит обратиться к многоцелевому использованию образовательных пространств». Приведенные на экране иллюстрации показывали возможность организации многофункционального, «прозрачного» и просматриваемого образовательного пространства.

После основных докладов последовали краткие выступления присутствующих, которые затрагивали несколько ключевых тем: прежде всего, они касались необходимости сохранения существующих и разработки новых типовых проектов школ. Причем часть участников заседания высказывались в пользу возможности рассматривать такой проект как основу для индивидуальных решений. Многие выступающие подчеркивали, что разработка проектов школ должна учитывать их длительный, до 50 лет, срок функционирования, а значит максимально четко учитывать долговременные тенденции развития образования, предполагать гибкость и возможное переобустройство школ вслед за грядущими изменениями образовательных технологий. Говорили и возможности варьирования численности учеников и открытия новых направлений деятельности в рамках одной школы путем пристраивания и демонтажа функциональных модулей: одни участники обсуждения такое решение приветствовали, другие указывали на проблемы его внедрения и нормативного оформления. Наиболее дискуссионной и болезненной оказалась тема СанПиНов (санитарных правил и норм). По мнению многих членов РОСРО, старые санитарные требования тормозят внедрение принципов «Новой школы», и даже являются «коррупциогенным фактором» в образовательной системе: «Существующие нормы, СанПиНы сегодня не отвечают современным вызовам времени — многие из этих норм не дают возможности самостоятельной работы, работы в малых группах и так далее», считает Татьяна Назарова, заведующая отделом средств обучения Института содержания и методов обучения РАО.

В завершение заседания ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов дал свой комментарий, подытожив выступления, прозвучавшие в ходе заседания. «Не решив вопрос о зарплате учителей, абсолютно бессмысленно решать вопрос о размерах школьных помещений. Для решения же экономических проблем следует обращаться к новым технологиям для внутреннего замещения стоимостей, примером чего может послужить покупка проектора вместо закупки множества карт для проведения урока географии. Такого рода методами можно решать проблемы оптимизации материальной базы школы. По поводу многократно звучавшей сегодня темы CанПиНов отмечу, что изменение архитектурных норм бесперспективно без изменения нормативов. Кроме того, нужно решать и проблемы безопасности, но не ужесточением требований, а увеличением прозрачности школьного пространства и снижением риска свободного, бесконтрольного поведения ученика. Что касается проблем пристраивания модулей, то целесообразно говорить не столько об учебных модулях, сколько о культурных, спортивных, здравоохранительных и интернет-модулях. Это особенно актуально для сельской местности и постепенно даст возможность открытия пространства школ для широкой общественной активности. Отмечу также, что образование — единственная отрасль, где господствуют технологии 17-18 веков с моделью организации «классное занятие — лекция», этот формат уходит на наших глазах, что ведет к необходимости проектирования зданий учебных заведений в соответствии с тем, что будет через 10-15 лет. Следовательно, нужен прогноз развития образовательной среды на двадцатилетнюю перспективу».

Также под занавес заседания было решено создать рабочую группу, которая сформирует предложения РОСРО по архитектурным проектам и обустройству школ для передачи этих материалов в Минобрнауки.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Фото Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

30%

тех, кто ушёл из школы после 9 класса, спустя четыре года сказали, что если бы сейчас у них была возможность поменять своё решение, они бы доучились до 11 класса. Такие данные получены в ходе очередной волны панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» осенью 2016 года.

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

169

педагогов из московских школ, входящих в Распределенный лицей ВШЭ, прошли стажировку в Лицее ВШЭ и поучаствовали в семинарах по обществознанию, теории познания и проектной деятельности в 2016-2017 учебном году.

2792

заявки на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ были приняты от абитуриентов в 2017 году. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе.

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.

Победители конкурса «Школа навыков XXI века» изменят российское образование

До 15 марта 2017 года (включительно) принимаются заявки на конкурс «Школа навыков XXI века», который проводят Институт образования ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Цель конкурса — поддержать лучшие идеи и практики общего образования, благодаря которым у детей формируются востребованные в современном обществе навыки. Среди призов — грант, зарубежная стажировка и приоритетное предложение по поступлению в магистратуру Института образования ВШЭ.

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Несколько разновидностей информатики, совместные проекты со студентами и выпускниками Вышки, факультетские дни в четырех подразделениях университета — это и многое другое ждет тех, кто поступит в 10-й класс на направление подготовки «Математика, информатика и инженерия» Лицея ВШЭ. Документы принимаются до 15 марта, набрать планируется 125 человек.

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Занятия с практикующими юристами, изучение социологии, политологии и даже криминалистики — все это ожидает лицеиста, поступившего на «Юриспруденцию». Продолжаем серию наших рассказов о направлениях подготовки Лицея ВШЭ.

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Из всех направлений, которые сейчас есть в Лицее НИУ ВШЭ, самое вариативное — гуманитарное. После него можно поступить в университет на историю, рекламу и связи с общественностью, культурологию, философию и даже международные отношения. Продолжаем цикл материалов об образовательных направлениях лицея рассказом о направлении «Гуманитарные науки».