• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День первый

Астрахань, Благовещенск, Вологда, Санкт-Петербург, Москва и еще 20 городов — вот география участников летней школы институционального анализа, открытие которой состоялось вчера в подмосковном Конобеево.

Название Школы Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ, которая проходит этим летом уже в третий раз, — «Институты, образование и рост». А это значит, что в ней принимают участие молодые исследователи, интересующиеся экономикой и социологией высшего образования или (а в некоторых случаях — также и) институциональной экономикой.

Чем институциональная теория может помочь тем, кто изучает рынки высшего образования и университеты? Этому вопросу была посвящена лекция Марии Юдкевич. Обзор формальных моделей, изучающих устройство трудовых контрактов на академических рынках в разных странах, вызвал массу прикладных вопросов. Возможна ли система постоянного найма в российских университетах и каковы ее возможные последствия? Как создать стимулы и возможности для занятия молодыми преподавателями исследовательской деятельностью в условиях низкого финансирования университета? Как относится университетская администрация к усилению академического самоуправления? На эти и другие вопросы отвечали и сам докладчик, и научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который подробно рассказывал об опыте ГУ-ВШЭ по внедрению специальных контрактов с выпускниками зарубежных аспирантур, созданию системы поддержки академических достижений. Роль контрактов постоянного найма в системе высшего образования США прокомментировал «инсайдер» этой системы — Джон Най, профессор университета Джорджа Мейсона, специальный гость школы.

Ярослав Кузьминов в своей лекции говорил о тех принципах и фактах системы российского образования, которые могут помочь оценить возможные реакции системы образования на кризис. От обсуждения общих сценариев акцент дискуссии, завязавшейся после лекции, сдвинулся на конкретные ситуации в региональных вузах. Должны ли вузы заниматься трудоустройством выпускников? Нужно ли бороться с работой студентов во время учебы или, наоборот, поощрять ее? Какие вузы в большей степени пострадают от кризиса и почему? Разговоры и расспросы продолжились за обедом — на множество комментариев участников «Но такое в российском вузе невозможно!» ректор ГУ-ВШЭ рассказывал, как это устроено в Вышке — и про гранты научного фонда, и про обязательные экзамены в магистратуру для бакалавров Вышки, и про множество совместных программ с ведущими зарубежными университетами.

После обеда участников ждал инструментальный семинар — Ирина Хованская, научный сотрудник ЛИА, рассказывала о решении базовых задач экономики риска, поразив участников обилием увлекательных приложений одной, казалось бы, простой задачи. Не только экономисты, но и далекие от математики — по крайней в мере, в повседневной жизни, — социологи и юристы с увлечением рассчитывали оптимальные ставки разнообразных пари — начиная от споров о результатах футбольного матча ЦСКА и Спартака, кончая пари на результаты следующих президентских выборов США.

Но и этим семинаром программа первого дня Школы не закончилась. Еще три часа участники, разбившись на четыре группы, коротко рассказывали о своих исследовательских проектах. Участникам на это было выделено по 2—3 минуты, а вот экспертам, которые подробно высказывались по каждому проекту, — досталось почти по 7 минут.

Ярослав Кузьминов, Мария Юдкевич, Ирина Хованская, Джон Най, Марина Колосницына, Андрей Бремзен, Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента), Григорий Андрущак, ознакомившиеся с проектами, комментировали тексты, предлагали свое видение проблемы, критиковали, хвалили, давали рекомендации по подготовке презентаций. В последние дни школы участники выступят с переработанными проектами.

И в завершение выпуска — новости спорта и о погоде. На всех послеобеденных семинарах голоса экспертов перекрывались раскатами грома. Из-за грозы запланированный волейбольный матч пришлось отменить — и продолжить до глубокой ночи обсуждать проекты, планы, исследования, конференции, идеи, базы данных, защиты диссертаций. Поэтому о спортивных достижениях рассказать пока нечего — надеемся,  новости будут в другие дни Школы.

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.