• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День первый

Астрахань, Благовещенск, Вологда, Санкт-Петербург, Москва и еще 20 городов — вот география участников летней школы институционального анализа, открытие которой состоялось вчера в подмосковном Конобеево.

Название Школы Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ, которая проходит этим летом уже в третий раз, — «Институты, образование и рост». А это значит, что в ней принимают участие молодые исследователи, интересующиеся экономикой и социологией высшего образования или (а в некоторых случаях — также и) институциональной экономикой.

Чем институциональная теория может помочь тем, кто изучает рынки высшего образования и университеты? Этому вопросу была посвящена лекция Марии Юдкевич. Обзор формальных моделей, изучающих устройство трудовых контрактов на академических рынках в разных странах, вызвал массу прикладных вопросов. Возможна ли система постоянного найма в российских университетах и каковы ее возможные последствия? Как создать стимулы и возможности для занятия молодыми преподавателями исследовательской деятельностью в условиях низкого финансирования университета? Как относится университетская администрация к усилению академического самоуправления? На эти и другие вопросы отвечали и сам докладчик, и научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который подробно рассказывал об опыте ГУ-ВШЭ по внедрению специальных контрактов с выпускниками зарубежных аспирантур, созданию системы поддержки академических достижений. Роль контрактов постоянного найма в системе высшего образования США прокомментировал «инсайдер» этой системы — Джон Най, профессор университета Джорджа Мейсона, специальный гость школы.

Ярослав Кузьминов в своей лекции говорил о тех принципах и фактах системы российского образования, которые могут помочь оценить возможные реакции системы образования на кризис. От обсуждения общих сценариев акцент дискуссии, завязавшейся после лекции, сдвинулся на конкретные ситуации в региональных вузах. Должны ли вузы заниматься трудоустройством выпускников? Нужно ли бороться с работой студентов во время учебы или, наоборот, поощрять ее? Какие вузы в большей степени пострадают от кризиса и почему? Разговоры и расспросы продолжились за обедом — на множество комментариев участников «Но такое в российском вузе невозможно!» ректор ГУ-ВШЭ рассказывал, как это устроено в Вышке — и про гранты научного фонда, и про обязательные экзамены в магистратуру для бакалавров Вышки, и про множество совместных программ с ведущими зарубежными университетами.

После обеда участников ждал инструментальный семинар — Ирина Хованская, научный сотрудник ЛИА, рассказывала о решении базовых задач экономики риска, поразив участников обилием увлекательных приложений одной, казалось бы, простой задачи. Не только экономисты, но и далекие от математики — по крайней в мере, в повседневной жизни, — социологи и юристы с увлечением рассчитывали оптимальные ставки разнообразных пари — начиная от споров о результатах футбольного матча ЦСКА и Спартака, кончая пари на результаты следующих президентских выборов США.

Но и этим семинаром программа первого дня Школы не закончилась. Еще три часа участники, разбившись на четыре группы, коротко рассказывали о своих исследовательских проектах. Участникам на это было выделено по 2—3 минуты, а вот экспертам, которые подробно высказывались по каждому проекту, — досталось почти по 7 минут.

Ярослав Кузьминов, Мария Юдкевич, Ирина Хованская, Джон Най, Марина Колосницына, Андрей Бремзен, Константин Сонин, Григорий Андрущак, ознакомившиеся с проектами, комментировали тексты, предлагали свое видение проблемы, критиковали, хвалили, давали рекомендации по подготовке презентаций. В последние дни школы участники выступят с переработанными проектами.

И в завершение выпуска — новости спорта и о погоде. На всех послеобеденных семинарах голоса экспертов перекрывались раскатами грома. Из-за грозы запланированный волейбольный матч пришлось отменить — и продолжить до глубокой ночи обсуждать проекты, планы, исследования, конференции, идеи, базы данных, защиты диссертаций. Поэтому о спортивных достижениях рассказать пока нечего — надеемся,  новости будут в другие дни Школы.

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Институциональная экономика

Зачем люди придумывают себе правила и механизмы принуждения к их соблюдению.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.