• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День третий: Экономическая польза от суеверий, или Как втридорога продать 100-рублевую купюру

Сложно выделить лейтмотив или основную тему третьего дня школы. Теория и практика аукционов, потомство драконов, исследовательские университеты и романтика академических исследований — вот далеко не полный список обсуждавшихся тем.

«Рабочий язык — английский», — так можно было бы сказать о дне в целом.

Андрей Бремзен
Андрей Бремзен
Профессор РЭШ Андрей Бремзен начал свою лекцию с обещания, что в отведенный ему час постарается вместить весь (ну, или почти весь) материал семестрового курса по теории аукционов. Услышав, что наука эта — крайне техническая, требующая владения солидным математическим аппаратом, публика приуныла и приготовилась профессионально изображать умный вид при виде трехэтажных формул. Однако все оказалось не так страшно. Настолько нестрашно, что на пятой минуте лекции в аудитории раздались первые робкие смешки, к середине — участники начали решать формулируемые лектором задачки, а в конце вместе пытались выбрать наилучший тип аукционного механизма, который стимулировал бы студентов учиться. Выяснилось, кстати, что хорошее знание теории аукционов может пригодиться преподавателю в повседневной жизни. Рассказывая об одном из типов аукционов (all pay auctions), Андрей рассказал поучительную историю о том, как на одной из своих лекций в РЭШ однажды выручил кругленькую сумму денег на продаже студентам 100-рублевой купюры. Завершилась лекция обсуждением проблем, которые возникают в аукционных процедурах государственных закупок.

Джон Най
Джон Най
Вторая лекция дня — лекция специального гостя школы, профессора Джона Ная. Джон в своем часовом выступлении уместил практически три лекции. Первая часть была посвящена тому, как формулировать и представлять исследование. Основная ошибка многих докладчиков, сказал он, в том, что они выступают на конференции в том же стиле, что и читают лекции студентам. А вместе с тем, если студенты обязаны слушать пусть даже самого скучного лектора, то за внимание исследовательской аудитории еще нужно побороться. О том, как это внимание завоевать и сохранить, как убедить слушателей в валидности своих результатов, и шла речь. Во второй части лекции обсуждалось, как выбрать наилучший инструментарий для решения поставленной задачи и каких ошибок стараться избежать при подготовке текста статьи. Наконец, третья часть была иллюстрацией к вопросу о том, как нужно представлять свое исследование на конференции. Здесь участникам снова повезло: Джон рассказал о своем новом проекте, с которым, по его словам, он вышел на публику впервые. Тут-то и стало ясно, что работа  с интригующим названием «Дракончики» (Dragon babies) — это исследование не по палеонтологии или зоологии и не фантастика, а интереснейшая история о том, как живут и выживают суеверия. Дети дракона — это дети, которые родились в годы Дракона и которые во многих странах Азии считаются более счастливыми и удачливыми. Поэтому ли в последние несколько десятилетий в эти годы наблюдаются резкие скачки рождаемости в американских семьях — выходцах из Китая или Тайваня? И какими рациональными причинами можно объяснить то, что дети, рожденные в эти годы, действительно оказываются более успешными, получают лучшее образование и лучше устраиваются в жизни? Рассказывая о своем проекте, Джон еще раз продемонстрировал приемы презентации идеи, инструментария и результатов.

После обеда начался круглый стол. Ярослав Кузьминов и Джон Най поделились своим видением проблем, стоящих перед российскими университетами. Что такое — исследовательский университет? Каковы перспективы формирования исследовательских университетов в России? Что должен делать университет для привлечения исследователей? Как бороться с излишней бюрократизацией и должно ли государство поддерживать вузы, отдельные их факультеты или исследовательские команды?

После круглого стола состоялся еще один семинар, на котором Светлана Пивоварова рассказывала о российской практике закона о государственных закупках и о теории, которая позволяет объяснить некоторые широко распространенные феномены некоррупционного сговора закупщиков и поставщиков.

Вечером участники школы снова взялись за подготовку презентаций работ — вспоминая слова Джона о том, что «если вы не можете сформулировать идею вашей работы в одной фразе, то у вас просто нет идеи», участники пытались по-новому взглянуть на свои исследования. Идеи исследования искали и на теннисном корте, и в открытом бассейне, и в многочисленных беседках на территории «Конобеево», и на бадминтонной площадке. Были ли они найдены, станет ясно в следующие дни школы.

Вам также может быть интересно:

Андрей Яковлев: «И тогда появилась идея — создать Научный фонд»

Как Высшая школа экономики становилась исследовательским университетом? Кто и почему оставался в науке 15-20 лет назад и что интересует аспирантов сейчас? Как ВШЭ встраивалась в международное академическое сообщество? Об этом накануне Дня Вышки вспоминает и рассказывает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.

Путь к научному совершенству

Во Всемирном банке в Вашингтоне прошла презентация книги «The Road to Academic Excellence», в которой представлено одиннадцать кейсов «молодых» исследовательских университетов планеты. Среди них единственный кейс из России — Высшая школа экономики.

Границы университетской демократии

31 мая в Высшей школе экономики прошел совместный семинар Института развития образования и Института институциональных исследований ВШЭ из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования». О том, как создать успешный исследовательский университет и кто им должен руководить, рассказали члены Международного консультативного комитета ВШЭ профессор Филип Альтбах и доктор Патти Питерсон.

Летняя школа по институциональной экономике: уроки исследовательского мастерства

Институт институциональных исследований НИУ ВШЭ уже в пятый раз проводит Летнюю школу институционального анализа RSSIA-2011. О том, что такое RSSIA, рассказывает один из организаторов — стажер-исследователь научно-учебной лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала Дарья Зубарева.

Поощряя интерес к исследованиям

На прошедшем 24 декабря заседании Ученого совета Высшей школы экономики были подведены итоги выполнения программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» за 2010 год.

Эффекты внешние и внутренние

В конце октября были объявлены победители открытого публичного конкурса Минобрнауки по господдержке исследований в России под руководством ведущих ученых. Профессор Нью-Йоркского университета Федор Богомолов и профессор Мичиганского университета Рональд Инглхарт получат гранты для работы над исследовательскими проектами в ГУ-ВШЭ. Комментирует помощник ректора ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова, которая координировала подготовку заявок для участия в конкурсе.

«Мы расширили нашу географию»

Со 2 по 6 июля в Подмосковье прошла летняя школа «Инструментальные методы в институциональной экономике» (RSSIA-2010), организованная Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ. Своими впечатлениями делятся руководитель ЛИА, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич, другие эксперты и участники школы.

Чем и как занимаются экономисты

Со 2 по 6 июля под эгидой ГУ-ВШЭ проходит IV Летняя школа институционального анализа «Инструментальные методы в институциональной экономике» (RSSIA 2010). Накануне о том, что запланировано в работе Школы этого года, рассказала Елена Подколзина, заместитель директора Института институциональных исследований ГУ-ВШЭ.

«У нас есть собственный потенциал развития»

23 апреля состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, основной темой которого стала оценка итогов научной деятельности университета в 2009 году.

Обеспечить конкурентоспособность

30 марта прошло экспертное совещание, на котором был обсужден отчетный доклад ГУ-ВШЭ о ходе реализации Программы развития национального исследовательского университета за 2009 год.