• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи рассмотрели гуманистическую сторону бизнеса

В ВШЭ завершилась международная конференция «Бизнес. Общество. Человек», в рамках которой прошел двухдневный семинар «Психология бизнеса». Представители экономических и гуманитарных наук обсудили, каким может быть бизнес «с человеческим лицом».


Научная конференция «Бизнес. Общество. Человек» была организована 30-31 октября НИУ ВШЭ при участии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, ряда институтов Российской академии наук, Университета Чуо (Токио), Британской ассоциации бизнес-психологов, Российско-японского центра сравнительных исследований корпоративной культуры и Европейской ассоциации труда и организационной психологии.


Научные конференции, посвященные вопросам бизнеса, проводятся, как правило, в рамках отдельных дисциплин. Конференция «Бизнес. Общество. Человек» стала исключением: впервые подобный научный форум был междисциплинарным и собрал вместе экономистов, психологов, социологов, юристов и культурологов. Всего в конференции приняли участие более 350 представителей из России, Западной Европы, Японии и стран СНГ.

«Акцент был сделан на идее гуманизации бизнеса, гармонизации взаимодействия общества и бизнеса, бизнеса и личности, — рассказала председатель оргкомитета конференции, профессор факультета психологии ВШЭ Алла Купрейченко. — Особое внимание мы уделили вопросам социальной ответственности бизнеса, психологии здоровья в бизнесе, доверия в обществе и бизнесе, обсудили проблемы принятия решений, разрешения конфликтов и эффективного управления, а также бизнес-консультирования и бизнес-образования».

Первый доклад на пленарном заседании представил Вильмар Шауфели (Утрехтский университет), который рассказал о значимости для общества и бизнеса вопросов здоровья и психологического благополучия работников. Доклад Уильяма Майон-Уайта (Лондонская школа экономики) был посвящен системному мышлению в бизнесе и приемам фасилитации принятия решений.

Неожиданными результатами своего исследования поделился на конференции Акихиро Ишикава (Университет Чуо) — он выявил много общих черт социальной ответственности бизнеса в Японии и России и предложил некоторые пути активизации корпоративного добровольчества. Его коллега по университету Масамичи Сасаки представил результаты сравнительного исследования уровня доверия населения в разных странах. С докладами выступили также российские исследователи из ВШЭ, МГУ, РГГУ и других образовательных и научных центров.

В рамках конференции состоялись три открытые лекции. Их прочитали профессора Майон-Уайт и Шауфели, а также известный британский бизнес-тренер Адина Тэрри, которая рассказала о собственной методике коучинга. Кроме того, вместе с британскими коллегами российские специалисты провели учредительное собрание Ассоциации бизнес-психологов России.

Работу конференции продолжил двухдневный, 1-2 ноября, научный семинар «Психология бизнеса» (Высшая школа экономики реализует одноименную магистерскую программу). Он был организован как для студентов, аспирантов и преподавателей ВШЭ, так и для профессиональных консультантов, психологов и тренеров. С мастер-классами на семинаре выступили ведущие российские и зарубежные практики в области психологии бизнеса.

Как сообщил заведующий кафедрой организационной психологии ВШЭ Владимир Штроо, по итогам конференции тезисы всех докладчиков и научные статьи на основе лучших докладов будут опубликованы в электронном журнале «Организационная психология». А через два года, к следующей конференции этой тематики, будет издана коллективная монография по одному из направлений исследований бизнеса.

Анастасия Чумак, Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

Государство или потребители: кто поможет бизнесу сохранить мораль

Может ли бизнес в XXI веке быть моральным и что такое сетевые этические племена? Об этом рассказал в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» ординарный профессор кафедры маркетинга фирмы Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ Игорь Липсиц.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.