• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая наука ответит на вызовы цифровой эпохи

Опубликованы доклады прошедшей в Словении в рамках XVI международной научной мультиконференции «Информационное общество» 3-й конференции по новой научной дисциплине — когнитонике. Организатором конференции выступил сооснователь этого направления, профессор кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий ВШЭ Владимир Фомичев.

— Владимир Александрович, вы уже рассказывали в своем интервью на портале, что изучает когнитоника, вы говорили о том, что ее можно охарактеризовать как науку о человеке в цифровом мире и задача ее — выявить искажения в когнитивно-эмоциональном развитии личности, вызванных стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и процессом глобализации, и, главное, компенсировать эти искажения. Что нового происходит в когнитонике? Каков был в этом году состав участников и какие основные новые проблемы рассматривались в докладах на конференции в Словении?

— Бросающейся в глаза особенностью XVI мультиконференции «Информационное общество» стал пленарный доклад на ее открытии министра обороны Республики Словения, господина Романа Якича. В этом отразился взгляд Европейского союза на состояние ИКТ и уровень интеллектуально-эмоционального развития молодого поколения как важные стратегические ресурсы страны.

Программа конференции по когнитонике включала в себя 18 докладов, подготовленных 32 учеными из 14 стран.В этом году был рассмотрен целый ряд новых проблем и подходов к их решению. Например, доктор Томас Кэйн из Университета Стирлинга (Великобритания) в своем докладе отметил, что, по имеющимся данным, распределение способностей в разных слоях общества примерно одно и то же. Однако в очень многих странах слабо развиты «социальные лифты». Так, в Великобритании более 50 процентов детей, когда вырастут, будут получать зарплату, не превышающую зарплату их отца. Поэтому общество в целом проигрывает из-за того, что многие способные молодые люди не имеют достаточно высоких амбиций и не попадают на престижные, важные для общества трудовые позиции. В качестве пути решения этой проблемы в докладе было предложено построение «когнитивных тоннелей» в форме видеоконференций, позволяющих школьникам вступить в диалог с известными, скажем, медиками, журналистами, членами парламента… На мой взгляд, это направление исследований важно и для нашей страны.

— Почему повышенное внимание исследователей было уделено именно вопросам образования?

— Стремительность и масштабы изменений в обществе, вызванные бурным прогрессом ИКТ, столь велики, что приводят к серьезным изменениям в когнитивно-эмоциональной сфере у огромного количества людей, особенно у подрастающего поколения. Так, в Великобритании уже предлагается повысить возраст категории так называемых тинэйджеров до 25 лет. Дело в том, что дети проводят за компьютером слишком много времени, это препятствует получению реального социального опыта, и, следовательно, молодые люди уже не могут в полной мере нести ответственность за свои поступки, в отличие от предыдущего поколения, не ставшего «жертвой» поголовной компьютеризации. Современное общество может в скором времени столкнуться с «айсбергом» поздней социализации детей в совокупности с предоставленными детям широкими возможностями для реализации компьютерных навыков (уже сейчас во многих странах школьники взламывают серверы значимых социальных и даже военных объектов).

— Какое решение проблемы предлагает когнитоника?

— Лучшим решением будет являться более ранняя социализация на основе методов обучения и воспитания, обеспечивающих опережающее развитие души по отношению к способности обработки информации. Сегодня такую возможность предоставляет система методов эмоционально-образного обучения, разработанная у нас и являющаяся важной частью конструктивного ядра когнитоники. Исследования показали, что сознание 5-6 летнего ребенка требует «красивого» языка для выражения эмоций, при этом метафорические конструкции часто лучше воспринимаются не на родном, а на иностранном языке, поскольку в таком случае ребенок не ощущает конфликта между языком повседневной жизни и языком художественным. Необходимо учить в полной мере переживать и выражать свои эмоции, вписывать чувство красоты в мировосприятие ребенка. При этом, как было отмечено на конференции в докладе доктора Анжелы Христофиду (Кипр), опиравшейся на результаты трехлетнего исследования, проведенного семью ведущими университетами США, художественное воспитание играет огромную роль в когнитивно-эмоциональном развитии, в формировании базовых жизненных умений (например, изучение музыки положительно влияет на способность быстро обрабатывать информацию в различных сферах деятельности, скажем, на успешность решения геометрических задач).

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого научного направления?

— Специалисты из разных стран предлагают различные методики и способы достижения положительного эффекта, поэтому в рамках конференций по когнитонике достигается синергия подходов. Я назвал бы когнитонику наукой междисциплинарной, кстати, именно по этой причине ее невозможно вместить в рамки какого-либо университетского факультета. Развитие когнитоники происходит и будет происходить в рамках совместной работы ученых разных специализаций многих стран. Так, несколько дней назад поступило предложение от издательства Cambridge Scholars Publishing (Великобритания) объединить лучшие доклады трех прошедших конференций по когнитонике в единое издание. В настоящее время идеи когнитоники поддерживаются учеными из 21 страны пяти континентов: Азии, Африки, Европы, Северной Америки и Южной Америки, поскольку вопросы, которыми занимается когнитоника, со временем становятся лишь актуальней.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ стала лидером в 7 предметах рейтинга научной продуктивности вузов по версии АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики вошла в десять предметных областей и шесть более узких предметных срезов рейтинга аналитического центра «Эксперт». При этом в пяти областях и двух срезах университет занял 1 место.

«Для науки очень важна функция самопроверки и самоочищения»

Ученые из ВШЭ вошли в состав новых комиссий РАН по противодействию фальсификации научных исследований и по борьбе с лженаукой. Новые комиссии возникли в результате разделения прежней комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификациями, существовавшей при президиуме РАН двадцать лет.

От клонирования мамонтов до тайн человеческого мозга: в Вышке пройдут дни научного кино

23 ноября в Вышке начнется ставший уже традиционным Фестиваль актуального научного кино ФАНК, в рамках которого будут показаны четыре документальных фильма. После показа каждого фильма зрители смогут принять участие в обсуждении и задать вопросы экспертам — сотрудниками и преподавателями Вышки.

История под надзором

Разгромный отзыв в научном журнале мог поставить крест на карьере советского ученого. С неугодными расправлялись при помощи идеологических рецензий. Однако количество последних было сравнительно небольшим, а академическая этика и профессионализм чаще брали верх, утверждает старший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева НИУ ВШЭ Сергей Матвеев. 

Дискуссия «Doing Science: насколько комфортно в российской науке молодым?» на ПМЭФ-2018

Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.

Как Европейский исследовательский совет финансирует науку и инновации

В Высшей школе экономики выступил профессор Жан-Пьер Бургиньон, президент Европейского исследовательского совета (ЕИС), с открытой лекцией на тему «Государственное финансирование науки и инноваций: опыт Европейского исследовательского совета». Лекция была организована ВШЭ совместно с Представительством Европейского союза в РФ.

Работа в науке: взгляд со стороны и изнутри

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ много лет изучает как процессы в самой науке, так и представления о ней со стороны. По результатам своих исследований он подготовил спецпроект, из которого можно узнать, что думают о работе ученых люди не из академической сферы и сами исследователи. 

Механизмы финансирования российской науки нуждаются в обновлении

Необходимо обеспечить базовое финансирование длительных фундаментальных исследований, увеличить срок обучения в аспирантуре до четырех-пяти лет, развивать исследования в региональных вузах при участии ведущих исследовательских университетов. Об этих и других мерах поддержки науки ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил 7 декабря на заседании правления Российского союза ректоров.

Как Вышка популяризирует научное знание

10 ноября отмечается Всемирный день науки. Праздник призван продвигать достижения науки, содействовать ее развитию. Рассказываем, как Вышка популяризует научные исследования, выполненные в стенах университета.

Студенты МИЭМ НИУ ВШЭ показали свои разработки на фестивале Nauka0+

Потанцевать с роботом, погрузиться в виртуальную реальность, собрать метеостанцию, узнать об «умных» технологиях для дома и просто хорошо провести время — Вышка на фестивале NAUKA 0+ показывает, что научные разработки могут быть не только полезными, но и доступными каждому.