• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н. Л. Титовой. М.: МАКС Пресс, 2008

Коллективная монография посвящена анализу современных закономерностей и тенденций в стратегическом развитии организаций системы высшего профессионального образования России.

Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л. Титовой. М.: МАКС Пресс, 2008

Коллективная монография посвящена анализу современных закономерностей и тенденций в стратегическом развитии организаций системы высшего профессионального образования России. Исследование основано на официальных статистических данных о результатах развития вузов за период с 1999 по 2005 г. и информации о практической деятельности двадцати объектов разных регионов и профилей деятельности.

В монографии рассмотрены следующие вопросы: Выравнивается ли положение российских вузов или, наоборот, усиливается дифференциация между ними? Нарастает ли конкуренция между университетами? Растёт ли качество принимаемых управленческих решений? Насколько быстро и эффективно происходит диффузия инноваций? На какие категории стейкхолдеров ориентированы вузовские стратегии? Кто из них расценивается как наиболее приоритетный? Насколько далеко продвинулись российские вузы по пути присоединения к Болонскому процессу? В каких формах это проявляется? Что происходит в вузах с организацией НИР и ОКР? Из каких основных источников они финансируются? Насколько централизованным остается управление российскими вузами? Какие проблемы возникают при попытках его децентрализации?

Для администрации вузов, сотрудников государственных и региональных органов власти, занимающихся проблемами высшего образования, а также специалистов и исследователей в области стратегического менеджмента и государственного управления.

Авторский коллектив:

Содержание

Предисловие

Введение

ГЛАВА 1. Управленческие решения российских вузов

1.1. Решения, связанные с взаимодействием с внешней средой
1.2. Решения по управлению вузом
1.3. Решения, связанные с организацией учебной деятельности
1.4. Решения, связанные с организацией научной деятельности
1.5. Основные тенденции и закономерности в практической деятельности вузов
1.6. Выводы по главе

ГЛАВА 2. Взаимодействие вузов со своими контрагентами

2.1. Тенденции взаимодействия вузов с контрагентами
2.2. Проблема выбора ключевых стейкхолдеров и степени учета их требований
2.3. Анализ взаимодействия обследованных вузов с контрагентами
2.4. Приоритеты потребителей образовательных услуг
2.5. Выводы по главе

ГЛАВА 3. Оценка включённости группы российских вузов в Болонский процесс

3.1. Основные направления Болонского процесса
3.2. Методология исследования
3.3. Оценка параметров включенности обследованных вузов в Болонский процесс
3.4. Выводы по главе

ГЛАВА 4. Организация научной, консультационной, опытно-конструкторской и инновационной деятельности в вузах

4.1. Основные параметры НИОКР и системы управления ими в обследованных вузах
4.2. Анализ управленческих решений в сфере организации научных исследований
4.3. Выводы и предложения по главе

ГЛАВА 5. Внутреннее управление вузами

5.1. Школы управления вузами — отечественная практика
5.2. Факторы, определяющие централизацию власти в вузах
5.3. Анализ степени централизации власти для обследованных вузов
5.4. Последствия централизованной и децентрализованной моделей управления
5.5. Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

Для попадания в топ мировых рейтингов ведущим вузам РФ нужны новые права и возможности

8 октября в Высшей школе экономики прошло второе общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты». Обсуждались, в частности, вопросы о привлечении в российские вузы иностранных студентов, о возможности аккредитации программ по новым направлениям подготовки и о присуждении ученых степеней ведущими университетами.

35%

российских вузов не имеют студенческих общежитий. Еще 6% высших учебных заведений оценили качество своего специализированного жилищного фонда как плохое.

32%

российских вузов ориентированы на подготовку кадров для областного и местного рынков труда. В 2008 году 44% вузов работали на область и город, где расположено учебное заведение.

Для принятия решений ректорам нужны точные данные о жизни университета

Во всех 15 ведущих университетах, участвующих в проекте по повышению международной конкурентоспособности российского образования 5/100, есть сотрудники, которые занимаются институциональными исследованиями своих вузов. В чем заключается их работа, рассказывает заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Игорь Чириков.

2%

российских вузов остаются сегодня без молодых преподавателей. В  2006 году ситуация с наймом молодых сотрудников в вузах была гораздо сложнее: преподавателей моложе 35 лет не было в 74% высших учебных заведений.

38%

вузов не имеют ресурсов для инклюзивного образования. При этом еще 17% оценивают свои возможности для обучения людей с ограниченными возможностями как плохие.

73 000 рублей

в месяц. Такую зарплату, по мнению ректоров российских вузов, необходимо платить лучшим преподавателям.

3,6%

студентов российских вузов — иностранцы. С 2011 года доля иностранных студентов в университетах страны увеличилась на 1,2 процентных пункта.

Лучшие абитуриенты продолжают выбирать сильные вузы

5 сентября на пресс-конференции в РИА Новости были представлены итоги мониторинга качества бюджетного приема в российские государственные вузы в 2013 году, подготовленного ВШЭ и РИА Новости по заказу Минобрнауки России и Общественной палаты РФ.