• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые ученые рассмотрели проблемы рыночной экономики

14 ноября прошло очередное заседание семинара для молодых ученых под руководством Евгения Ясина «Секреты академической кухни», на котором обсуждены проблемы конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

С докладом на эту тему выступил Фарид Хусаинов, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава, доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения. Он рассказал о работе Альберта Хиршмана «Exit, Voice and Loyalty» (1970), в которой автор задается вопросами о поведении потребителя в условиях ухудшения качества предоставляемых ему услуг или товаров. До А. Хиршмана выделяли две стратегии поведения, а именно «выход», то есть уход от поставщика, вследствие неудовлетворенности качеством, и «верность» — продолжение отношений потребителя с поставщиком. Самый интересный третий вариант «голос» — фаза, когда потребитель не сразу уходит, но уже выражает недовольство качеством предоставляемых товаров или услуг. Функция «голоса» оказывается очень эффективной в ситуации с монополиями. Монополист может не обращать внимания на «выход» некоторых клиентов из игры, но на «голос» разъяренной общественности и распространение недоброжелательной информации в СМИ не обращать внимания трудно.

По данным Росстата в 2010-2012 годы наблюдается спад темпов железнодорожных грузоперевозок по сравнению с автомобильными. И именно на автотранспорт «уходят» высокодоходные грузы, это подтверждается соотношением динамики добывающих и обрабатывающих производств с перевозками соответствующих грузов. На динамику объемов перевозок железнодорожного транспорта с 2010 года влияют, по мнению Фарида Хусаинова, две группы факторов: ценовые факторы (тарифы на инфраструктурную составляющую, ставки предоставления вагонов, тарифы автомобильного транспорта и прочие) и неценовые (качество транспортного обслуживания, скорость доставки, сервис, удобство и другое). Опросы грузоотправителей показывают, что их не устраивает, прежде всего, качество сервиса ОАО «РЖД», затем идут — скорость или предсказуемость доставки груза, сохранность перевозимого груза, и только после этого — уровень тарифов. При монопольном положении на рынке ОАО «РЖД» становится нечувствительной к уколам рынка — к потере доходов и к «уходу» клиентов. Масштаб, который казалось бы, должен давать «плюсы» вдруг оборачивается «минусами» — негибкостью, невозможностью хорошего сервиса и потерями доходов. Как повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта? Во-первых, надо повысить клиентоориентированность, отказаться от оценки работы на основе внутренних технических и технологических показателей. Второе предложение: либерализация отрасли.

Также выступившая на семинаре Ольга Коваленко, юрисконсульт Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава, рассмотрела кейс о разделе рынка операторских услуг по предоставлению подвижного состава в Кузбассе. РЖД, операторы и грузоотправители Кемеровской области заключили трехсторонние соглашения, по которому в 2012 году из 220 ранее работавших в регионе операторов доступ на рынок получили только 16 крупнейших. Это было и противозаконно, и малоэффективно: производительность перевозок снизилась.

Подводя итоги дискуссии, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин отметил, что рынок может функционировать только в том случае, когда существуют определенные правила игры и каждый агент рыночной жизни соблюдает их.

Дарья Конышева, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проект студента факультета компьютерных наук представят министру транспорта Великобритании

Студент третьего курса программы «Программная инженерия» Вадим Дробинин принял участие в хакатоне HackTrain, прошедшем в Великобритании. Проект, разработанный интернациональной командой, в которую входил Вадим, будет представлен министру транспорта Великобритании и поборется за 25 тыс. фунтов стерлингов инвестиций.

Евгений Ясин: «Развитие экономики без развития гражданского общества невозможно»

Есть ли у экономики и общественной жизни России свой, особый путь развития? В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел научный семинар «Рыночная экономика и гражданское общество», с докладом на котором выступил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.

Студенты Вышки заглянули в будущее железных дорог

Работа студентов ВШЭ по проблемам железнодорожной логистики стала лауреатом Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, ежегодно проводимого ОАО «РЖД».

Как использовать транзитный потенциал России

Повышение эффективности транспортной системы России на 10% добавит к росту ВВП 0,8%. Такие расчеты содержатся в обнародованном 15 января экономическом обзоре ОЭСР по России. Насколько эти расчеты реальны и в чем может заключаться повышение эффективности транспортной системы, размышляет директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Российская дорожная инфраструктура в мифах и реальности

27 ноября в ВШЭ состоялся второй семинар из цикла «Инфраструктура будущего», на котором директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин и старший научный сотрудник этого института Екатерина Решетова представили доклад «Золотые километры: сколько стоят автомобильные дороги в России?».

Пробки вынудят автовладельцев пересесть на метро

Побудить московских автомобилистов пользоваться общественным транспортом может разве что увеличение протяженности пробок и улучшение работы общественного транспорта. Исследование «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта».

Что делать с пробками в Москве?

29 октября на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ с докладом «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта» выступил Алексей Белянин, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ.

Как железные дороги помогут избавиться от пробок

Неразвитые дорожные коммуникации — неразвитая страна, это аксиома. Как улучшить ситуацию? 24 сентября в ВШЭ прошел первый семинар из серии «Инфраструктура будущего» на тему: «Использование железнодорожных коридоров для развития транспортных систем городов».

Е. Ясин рассказал о развитии рыночной экономики

6 сентября в Высшей школе экономики в рамках всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин прочел лекцию на тему «Развитие рыночной экономики и финансовые кризисы».

Доплатите за билетик

Пригородные электрички убыточны практически во всех регионах. Из трех путей повышения эффективности — отмены части маршрутов, повышению цены проезда, увеличению госсубсидий эксперты Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий основным считают рост субсидий.