• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-опросы как источник данных о населении

13 февраля Научно-учебная группа ВШЭ «Методология онлайн-исследований в социальных науках» провела круглый стол на тему «Онлайн-опросы как источник данных о населении РФ: наступает ли конец «большой эпохи» личных интервью?».

Во встрече приняли участие методологи и исследователи ВШЭ, Института социологии Российской академии наук (РАН), Росстата и других организаций, проводящих онлайн-исследования в России.

Как рассказали руководители Научно-учебной группы (НУГ) ВШЭ «Методология онлайн-исследований в социальных науках» Инна Девятко и Айгуль Мавлетова, в настоящее время онлайн-обследования во всем мире сталкиваются с двумя основными проблемами: во-первых, не 100% населения имеют доступ к интернету, а во-вторых, трудности возникают с построением случайной выборки. В качестве одного из возможных решений этих проблем эксперты предложили использовать для проведения лонгитюдных и срезовых обследований репрезентативные онлайн-панели. Независимо от того, имеется в домохозяйстве компьютер и доступ в интернет или нет, респондентам предлагают зарегистрироваться в панели. В случае отсутствия компьютера и выхода в интернет потенциальным респондентам предоставляют необходимое оборудование. На сегодняшний день самые известные примеры — панель LISS института CentERdata (Тилбургский университет, Нидерланды), панель GIP Мангеймского университета (Германия) и панель Knowledge Networks (США).

Большинство экспертов считает, что время для построения репрезентативной онлайн-панели в нашей стране пока не пришло

Что касается России, то большинство экспертов считает, что время для построения репрезентативной онлайн-панели в нашей стране пока не пришло. По мнению генерального директора GFK Русь, заведующего одноименной базовой кафедрой ВШЭ Александра Демидова, проблема заключается как в охвате (доступ к интернету есть у 57-60% россиян), так и в навыках пользования интернетом (активных пользователей сети всего 30-40%). Проводить интернет для 40% россиян, а также учить их, как с ним работать, по мнению эксперта, довольно затратный метод. А вот директор Единого архива экономических и социологических данных ВШЭ Лариса Косова в свою очередь высказала предположение, что главная проблема, которую необходимо обсуждать при построении любых онлай-панелей, — это наличие профессиональных респондентов, снижающих качество полученных данных.

Многие исследователи из маркетинговых компаний, принимавших участие в дискуссии, отметили, что далеко не всем заказчикам нужно репрезентировать всю страну и не всегда есть необходимость в построении случайных выборок. К другим возможным препятствиям эксперты отнесли недоверие к технике со стороны респондентов и сложность рекрутирования некоторых групп через интернет. Например, Елена Фролова, начальник управления статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Росстата, рассказала о том, что в опросах домохозяйств, затрагивающих доходы граждан, многие респонденты склонны были уклоняться от ответов в случае, если интервьюер имел компьютер или планшет. Люди опасались, что все данные окажутся доступными в интернете. Лариса Паутова, директор проектов Фонда «Общественное мнение», поделилась опытом обследования старшеклассниковчерез социальную сеть ВКонтакте. Выяснилось, что пользователей социальных сетей не так просто вызвать на разговор или заполнение анкеты.

Для рядового исследователя Big Data пока представляют скорее отдаленные возможности

Вторая часть круглого стола была посвящена тому, каким образом можно использовать Big Data в обследованиях населения РФ и возможно ли совмещать Big Data с информацией, полученной путем опросов населения. Многие эксперты высказали мнение, что поскольку исследованиями в данной области занимаются IT-специалисты, им, очевидно, не хватает умения ставить вопросы и содержательные задачи. Как отметила Елена Фролова, сами данные можно собирать и анализировать годами, однако они должны служить определенной содержательной исследовательской задаче. В свою очередь Елена Слинько, директор Центра исследований РИА Новости,рассказала об их опыте сбора Big Data и также отметила, что зачастую непонятно, что можно делать с терабайтами информации, как ее анализировать и интерпретировать, поскольку поведение человека на сайте можно трактовать по-разному. Еще одна сложность, по мнению директора Центра методологии социологических исследований Михаила Косолапова, состоит в том, что неизвестно, кому принадлежат эти данные. Например, у сервиса Твиттер существует несколько потоков данных: «пожарный шланг», включающий все публичные твиты, но доступный только для самой компании и некоторых основных партнеров, «садовый шланг» — 10% всех возможных твитов, к которым есть возможность получения доступа, и остальной поток, в котором остается около 1% информации. В такой ситуации сложно говорить об объективности данных. Кроме того, необходимо учитывать, что количество аккаунтов и людей может не совпадать. Таким образом, сложно понять основу выборки. В завершение эксперты сошлись во мнении, что для рядового исследователя Big Data пока представляют скорее отдаленные возможности.

Анастасия Чумак, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Права человека и управление интернетом

С 6 по 9 декабря в Баку прошла 7-я сессия Форума по управлению интернетом, в работе которой участвовала делегация Высшей школы экономики.

Открытые данные: новый рынок информационных услуг

15 июня в Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный открытию массивов данных, собираемых государством. Организатором его, помимо ВШЭ, выступил российский региональный офис международного консорциума W3C.

Открытый бюджет столицы: начало и перспективы

1 июня в Высшей школе экономики состоялся круглый стол, посвященный Открытому бюджету Москвы. Обсудить проблемы информационной открытости городских финансов собрались чиновники, эксперты, представители общественных организаций.

Век движения к свободе

16 мая в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Русский XIX век: власть, свобода, закон», организованный ВШЭ совместно с фондами «Либеральная миссия» и «Русское либеральное наследие». В центре дискуссии оказались труды историка Александра Корнилова, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Демократия в России приживется

29 февраля в Высшей школе экономики состоялся круглый стол, приуроченный к 12-летию фонда «Либеральная миссия» и выходу книги научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина «Приживется ли демократия в России».

Образование без грамотности и филология нам в помощь

Какими знаниями и навыками должен обладать грамотный человек в современном обществе? В чем разница между познанием и образованием? Используются ли «по назначению» понятия и термины, заимствуемые нами из других языков? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола «Есть ли место академической грамотности в российском образовании?», прошедшего в ВШЭ 18 ноября.

Экономические споры и уголовная ответственность

11 октября на факультете права ВШЭ состоялся круглый стол на тему «Введение института уголовной ответственности юридических лиц: pro et contra» — проблему обсудили разработчики законопроекта об уголовной ответственности юридических лиц из Следственного комитета РФ и представители научного сообщества. Комментирует декан факультета права ВШЭ Евгений Салыгин.

Профессора экономики против Мавроди

27 мая в Московской школе управления «Сколково» прошел круглый стол «Финансовое образование в России: анализ ситуации и перспективы развития», в котором приняли участие ординарные профессора ВШЭ Николай Берзон и Игорь Липсиц.

Филология в поисках себя

4 апреля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Остается ли филология "царицей" гуманитарных наук?», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ совместно с журналом «Новое литературное обозрение».

Минуя вторичные источники

О последних инициативах Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ рассказывают его сотрудники и студенты, участвующие в работе института.