• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне и американцы по-разному воспринимают грусть и радость

Считают ли в России грусть хорошей эмоцией, зачем изучать разные виды зависти и что могут сказать об эмоциях скачивания песен из iTunes, на лекции в Высшей школе экономики рассказал профессор Джорджтаунского университета Джеррод Пэрротт. Сейчас он изучает различия в восприятии эмоций в России и США и приглашает российских ученых к сотрудничеству.

Главное — культурная среда

Существуют различные теории, объясняющие природу эмоций. Одна из них выдвинута как раз профессором Пэрротом. Она основана на концепции «UR»-эмоций. Это не полноценные эмоции, а их универсальные основы, на которые, в свою очередь, существенно влияет культура.

Она предопределяет, как люди будут понимать и оценивать эмоции. Другими словами, в разных культурах одна и та же эмоция будет производить разный эффект. Профессор привел в пример использование злости и раздражения в переговорах. В Нидерландах эта эмоция приведет к более выгодной сделке, в то время как в Японии злость совершенно не работает, поскольку считается неприемлемой в обществе. Таким образом, культурная среда влияет на формирование привычки считать определенные эмоции хорошими или плохими.

В России уважают негативные эмоции

Джеррод Пэрротт считает, что изучать разницу в восприятии эмоций в Америке и России важно потому, что большая часть существующих исследований посвящена сравнению западной культуры, которая представлена Северо-Западной Европой и Северной Америкой, с некой обобщенной дальневосточной культурой «в лице» Японии, Китая, Кореи и Тайваня. Но опасно рассматривать только два типа культур. Это приводит к неуместным обобщениям и зачастую к неправильным выводам.

Профессор Пэрротт пришел к выводу, что в России страдание имеет ценность, и, возможно, истоки этого лежат в православии. Принятие страдания и грусти делает людей более скромными и терпеливыми

Россия представляется ценным источником данных по эмоциональному поведению, поскольку это в определенной степени коллективистская страна, но при этом она не может быть приравнена к Корее или Китаю.

Одно из наиболее очевидных различий между Россией и Америкой, с точки зрения профессора Пэррота, — это отношение к радости и грусти. В США радость — очень ценная эмоция, и общественное мнение не поощряет негатив. Но так было не всегда: историки культуры полагают, что поворот к позитивному мышлению произошел в 1920-х годах. Сегодня эта тенденция достигла наивысшей точки, и теперь даже небольшая демонстрация грусти считается признаком слабости и неудачи. В России же, наоборот, люди демонстрируют уважение к негативным эмоциям и зачастую считают глупыми тех, кто все время радостен. Профессор Пэрротт пришел к выводу, что в России страдание имеет ценность, и, возможно, истоки этого лежат в православии. Принятие страдания и грусти делает людей более скромными и терпеливыми.

Грусть как стимул для самоанализа

В одном из своих последних исследований профессор Пэрротт выяснял, хорошей или плохой эмоцией считается грусть в российской и западных культурах. Субъектами исследования стали 55 американских и 60 российских студентов. В этом эксперименте испытуемым предложили выбрать для выполнения одно из пяти заданий и затем решить, какой из предложенных фильмов даст им нужный настрой для этого. Задания были такими:

  • Какое-то время просидеть неподвижно;
  • Решить сложную головоломку в стрессовых условиях;
  • Порассуждать о своих сильных и слабых сторонах;
  • Сконцентрироваться при выполнении монотонной работы;
  • Написать письмо поддержки человеку, который нуждается в помощи.

В результате эксперимента выяснилось, что для того, чтобы посидеть неподвижно, большинство студентов в обеих группах выбирали грустные фильмы, а для того, чтобы написать письмо, наоборот, к грустным фильмам обращались одинаково редко. Но в отношении других заданий разница была колоссальной. Половина российских студентов выбрали грусть в качестве стимула для самоанализа и концентрации внимания, что в два раза больше, чем среди американских студентов. Перед решением головоломки печальное кино решили посмотреть 30% российских студентов. Среди американцев такой выбор не сделал практически никто.

Дальнейшее исследование показало, что 40% российских студентов воспринимают грусть как приятное чувство, в то время как среди американцев таких только 15%. При этом обнаружилось, что радость как нечто неприятное воспринимают 5% россиян и 0% американцев.

В России было бы интересно изучить эмоции, которые человек испытывает, будучи объектом зависти. Здесь можно было бы исследовать, например, идею «сглаза» и веру в то, что успех в одной области неизбежно сопровождается неудачей в другой

Еще одно направление исследований — анализ зависти и ее последствий. Пэрротт установил, что существуют разные виды зависти — злонамеренная и незлонамеренная. В некоторых языках, например, в голландском, эти два вида зависти даже обозначаются разными словами. Профессор подозревает, что изучение российской «черной зависти» и «белой зависти» может принести свои плоды. Он также считает, что в России было бы интересно изучить эмоции, которые человек испытывает, будучи объектом зависти. Здесь можно было бы исследовать, например, идею «сглаза» и веру в то, что успех в одной области неизбежно сопровождается неудачей в другой.

Высокотехнологичный источник данных об эмоциях

Наконец, еще один интересный способ анализировать эмоции — это исследование, которое в настоящий момент ведется по базе данных загрузок iTunes в 7 странах. Песни анализируют на предмет силы эмоционального возбуждения (темп) и эмоциональной окраски (слова). Исследование основывается на гипотезе, что выбор песен отражает эмоциональные предпочтения людей и может дать понимание эмоциональных норм, принятых в конкретной стране. Например, американские пользователи предпочитают позитивные песни с энергичным темпом. Профессор задается вопросом, сможет ли подобное исследование дать результаты в России, и могут ли пользователи iTunes считаться репрезентативной выборкой всего населения страны.

После лекции состоялась дискуссия, в ходе которой профессор Пэрротт согласился со слушателями, что при составлении вопросников и проведении исследований важно обращать внимание на лингвистические аспекты. Профессор выразил надежду, что в России удастся создать команду людей, хорошо чувствующих культуру, для того, чтобы избежать ошибок в исследовании. Он призвал студентов и научных сотрудников ВШЭ присоединиться к своей команде. С профессором можно связаться по электронной почте, указанной на его персональной странице.

Об исследователе: Основной предмет научного интереса профессора Джеррода Пэрротта — природа человеческих эмоций. Он является автором более 855 научных статей и глав, а также четырех книг: «Положительная сторона отрицательных эмоций» (The Positive Side of Negative Emotions (Guilford Press, 2014)), «Эмоции и вина» (Emotions and Culpability (with Norman Finkel, American Psychological Association, 2006)), «Эмоции в социальной психологии» (Emotions in Social Psychology (Psychology Press, 2001)), и «Эмоции: социальные, культурные и биологические аспекты» (The Emotions: Social, Cultural, and Biological Dimensions (with Rom Harre', Sage, 1996)).
Подготовила Мария Бесова

Вам также может быть интересно:

Почему подростки не спешат взрослеть

Современная молодежь принимает серьезные решения значительно позже, чем это делали их родители. Причины изучали ученые НИУ ВШЭ.

Как бессонница влияет на самооценку

Люди с расстройством сна склонны видеть на собственном лице печать усталости.

Откуда берется бессонница

Перфекционизм в связке с повышенной тревожностью может лишить человека способности полноценно отдыхать ночью.

Первопроходцы: как учатся психологии в Лицее НИУ ВШЭ

Нынешних лицеистов-десятиклассников с направления «Психология и социальные науки» можно назвать первооткрывателями: это направление появилось в лицее  только в нынешнем учебном году. Для ребят здесь все с чистого листа: они сами создают собственные традиции, правила и даже участвуют в создании  образовательной программы. С «Психологии и социальных наук» мы начнем цикл материалов об образовательных направлениях лицея.

Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов

Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.

Отношения, которых мы очень хотим, но боимся

На лекции в Парке Горького в рамках проекта «Университет, открытый городу» руководитель магистерской программы ВШЭ «Системная семейная психотерапия» Анна Варга рассказала о браках, которые не всегда заключаются на небесах.

«В конце концов, кто-то должен был написать инструкцию по управлению собой»

Антон Зайниев и Дарья Варламова — недавние выпускники Вышки — написали научно-популярную книгу «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города», которая оказалась невероятно актуальной: на лекцию, приуроченную к выходу книги, пришли более 250 человек. Авторы рассказали, зачем городскому жителю разбираться в своей голове, как журналистику превратить в нон-фикшн и почему биполярное расстройство кажется модным.

Психологи Вышки разработали сервис для проверки эмоционального здоровья

Специалисты НИУ ВШЭ приняли участие в создании портала «Эмоциональное здоровье» для Страховой группы УРАЛСИБ. С его помощью сотрудники компаний будут проходить диагностику своего эмоционального здоровья и получать рекомендации, а ученые смогут проанализировать обобщенные данные по тому, как чувствуют себя работники различных отраслей.

Утрата связанности с миром способствует антисоциальному расстройству

У детей, переживших предательство и обман со стороны взрослых, в будущем может развиться личностное расстройство. Человек, страдающий им, может совершить тяжкое преступление и не испытывать при этом вины, рассказал психотерапевт Альфрид Лэнгле на публичной лекции в НИУ ВШЭ.

2016 год объявлен в Институте образования ВШЭ годом Выготского

11 февраля в Высшей школе экономики начнется серия публичных лекций «Культурно-историческая теория и современность», которые прочтет главный эксперт Института образования, доктор психологических наук Борис Эльконин. Они станут частью цикла мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения выдающегося советского ученого-психолога Льва Выготского. Лекции и семинары в рамках цикла продолжатся в течение всего года.