• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей

Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.

До недавнего времени реформа образования в России почти не касалась педагогических вузов. Педагогическое образование регулярно критиковали, но дальше критики дело не шло. За реформу этой крайне консервативной части высшей школы профильное министерство взялось лишь с приходом Дмитрия Ливанова. В 2013 году была разработана концепция поддержки развития педагогического образования, основные идеи которой вошли в комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций, утвержденную весной 2014 года вице-премьером Ольгой Голодец.

В этом учебном году стартовал двухлетний межрегиональный проект модернизации педагогического образования, оператором которого стал МГППУ, соисполнителем — Высшая школа экономики. По словам заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, в проект вовлечено более 35 вузов, где есть программы педагогического образования, и это не только педвузы (их по всей России осталось менее 50), но и классические университеты, в состав которых входят педагогические институты, академии или факультеты.

В чем суть проекта?

«Путеводной звездой» для разработчиков модернизации педагогического образования стал профессиональный стандарт педагога, созданный недавно под руководством директора московской школы и сопредседателя Общественного совета Минобрнауки России Евгения Ямбурга. В нем сформулированы новые требования к учителю, которого должны готовить педагогические вузы и факультеты.

Документ задает очень высокую планку. Например, современный учитель должен быть не просто знатоком своего предмета, но и уметь эффективно работать с разными детьми, в том числе детьми, не говорящими по-русски, детьми с особыми потребностями (речь идет не только об инвалидах, но и о «пограничных» детях с минимальными мозговыми дисфункциями). А этому в большинстве педвузов до сих пор не учат. Как сказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин в одном из интервью полтора года назад, когда документ обсуждался, «соответствовать стандарту может только сверхчеловек». Теперь же стало окончательно ясно, что такого сверхчеловека педвузам все-таки придется выпускать. Иного выхода нет — сама жизнь предъявляет новые требования к учителям и заставляет по-другому их готовить.

Те, кто учился в педагогических вузах, помнят, что на практику отводилось лишь четыре недели. И она проводилась так, что после нее число студентов, не желающих идти работать в школу, только увеличивалось

Болотов Виктор Александрович
научный руководитель Центра мониторинга качества образования

Еще одна задача, которую пытаются решить в рамках проекта, — упростить «вход» в педагогическую профессию и «выход» из нее. Предложена новая конфигурация программ педагогического образования. Прикладной бакалавриат и профессиональная (педагогическая) магистратура готовят учителей-практиков, академический бакалавриат дает общее высшее образование, а исследовательская магистратура ориентирует выпускников на карьеру в педагогической науке. Сочетание таких программ (как подчеркнул директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак, это деление «нежесткое»), дает студентам возможность не только выбора образовательной траектории при поступлении в бакалавриат или магистратуру, но и ее смены в процессе обучения. Например, если человек разочаровался в профессии учителя, он может перейти из прикладного бакалавриата в академический.

Другой важный вопрос — педагогическая практика. «Те, кто учился в педагогических вузах, помнят, что на практику отводилось лишь четыре недели, — сказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. — И она проводилась так, что после нее число студентов, не желающих идти работать в школу, только увеличивалось». Теперь же студенты будут проходить «длинную» практику в базовых школах — в том же МГППУ ее и сегодня проходят с первого курса, студенты сразу осваивают компетенции, необходимые для работы учителем. При этом, конечно, никто не отменяет теоретическую подготовку и исследования — все это тоже предусмотрено в новых программах.

Как подчеркнул Исак Фрумин, вузы-участники проекта должны разработать систему сопровождения молодых учителей, приходящих в школу после бакалавриата: «Мы всегда «выбрасывали» молодых учителей в школу, как в воду, и многие не выплывали, не дотягивая до трех лет стажа. Но сопровождение учителей не должно быть задачей только школы. Мы считаем, что индикатор самочувствия молодых учителей, их «выживаемости» в школе должен быть одним из показателей успешности деятельности органов управления образованием».

Что было на конференции?

Пока речь идет лишь о промежуточных результатах модернизации педагогического образования. Но уже сейчас во многих вузах есть наработки, которыми они готовы делиться с коллегами. Например, в Московском педагогическом государственном университете для первокурсников нескольких факультетов в первый месяц учебы был организован проект «Погружение в новую педагогику». Лекции и семинары были заменены на комплекс занятий самого разного формата — тренинги, мастер-классы, деловые игры, просмотр и анализ фильмов, подготовку репортажей об увиденном и другое. В обучении, таким образом, реализуется деятельностный подход, который де-юре является основой стандартов школьного образования.

Александр Климов сообщил, в дальнейшем при распределении бюджетных мест между вузами министерство будет учитывать, в какой мере работа вуза соответствует идеологии модернизации педагогического образования, внедряются ли там новшества, полученные за время реализации проекта.

Он также заявил, что введение профессионального стандарта педагога и переход на стандарты общего образования в школах потребуют дополнительной подготовки многих учителей и методистов на магистерских программах. «Мы сейчас обсуждаем вопрос о необходимости увеличивать количество бюджетных мест в магистратуре ведущих университетов, в том числе участвующих в проекте, — сказал заместитель министра. — Педагоги должны иметь возможность повысить квалификацию на таких программах, в том числе модульных, с дистанционным компонентом».

Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть

24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные  исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.

«Магистратура поможет вывести мою работу на новый уровень»

Любовь Писарик — первая в 2014 году абитуриентка магистратуры Высшей школы экономики. Она поступает на программу «Управление образованием», которая реализуется Институтом образования совместно с факультетом государственного и муниципального управления ВШЭ.

Аспирантов вытащат из «темных углов»

Педагогические аспиранты Вышки могут достойно зарабатывать, занимаясь только наукой. О том, как университет готовит качественно новое поколение исследователей, рассказывает директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин.

Требования к учителям высоки, но соответствуют им немногие

2 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждалась проблема обновления педагогических кадров. В работе круглого стола приняли участие ректоры двух ведущих московских педвузов Алексей Семенов и Игорь Реморенко.

Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров

Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

От критики педагогического образования власть переходит к мерам по его развитию

Минобрнауки России опубликовало для общественного обсуждения проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как благодаря этому документу может измениться подготовка учителей, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Тренды – 2014 в образовании

Предлагаем взгляд экспертов ВШЭ на то, какими могут быть главные тренды 2014 года в экономике, социальной сфере и культуре. Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Виктор Болотов рассказывает, что будет происходить, по его мнению, в образовании.

Рост зарплат и карьерные перспективы привлекут будущих учителей

Реформа педагогического образования в России должна включать в себя многопрофильную подготовку учителей, создание карьерных перспектив и алгоритм «мобилизации в педагоги» наиболее талантливой молодежи. Об опыте модернизации педобразования во Франции, Германии, США, Великобритании, Финляндии, Сингапуре и Японии рассказал Анатолий Каспржак.

ВШЭ создает новую модель педагогической аспирантуры

В этом году в Институте образования ВШЭ открывается аспирантура по научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», моделью которой служат лучшие программы Ph.D. in Education.