• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российскую интернет-индустрию ждет стабилизация

29 октября НИУ ВШЭ и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) представили основные результаты совместного исследования «Экономика Рунета 2013-2014».

Исследование экономики российского сегмента интернета, в частности, индустрии электронной коммерции, рекламы, сервисов, технологий, цифрового контента и интернет-зависимых рынков ВШЭ и РАЭК проводят уже в третий раз. В этом году в исследовании приняли участие 253 эксперта, а его методология была несколько изменена.

«Если в прошлом году у нас был отдельный сегмент по играм, то в этот раз мы расширили раздел исследования рынка электронного контента, добавив туда видео, СМИ, книги и музыку. Ранее эти сегменты оценивались в рамках рынка электронной коммерции», — рассказал на пресс-конференции, посвященной выпуску исследования, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Сергей Давыдов. Другое содержательное изменение связано с опросами экспертов об актуальных событиях, влияющих на развитие индустрии. В этом году опросы касались изменений в законодательстве и их возможных последствий для рынка.

Общий объем интернет-рынков по итогам 2013 года составил 1,1 триллиона рублей, что эквивалентно 1,6% ВВП России. При этом на рынки контента и сервисов пришлось 750 миллиардов рублей, на рынок электронных платежей — 350 миллиардов. Проникновение интернета в России по данным на лето 2014 года составило 62%. К 2020 году эксперты считают вероятным увеличение этого показателя до 76%.

В случае экономического спада значительное количество пользователей откажутся от покупного контента в пользу бесплатного, даже если он «пиратский». Лишь 21% пользователей готовы платить за легальный контент в интернете

Интернет-индустрия растет значительно более высокими темпами, чем российская экономика в среднем. В 2014 году интернет-рынок должен вырасти на 30%. Но общая стагнация, нехватка инвестиций и снижение покупательской активности пользователей скажутся и на интернете. В прошлом году, рассматривая четыре сценария развития интернет-индустрии до 2018 года, эксперты склонялись к самому оптимистическому, инновационному, сценарию (среднегодовой рост 35-40%). «Сегодня мы балансируем между инновационным сценарием и стабилизационным, — сказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко. — Эксперты считают, что, скорее всего, в дальнейшем мы закрепимся именно в стабилизационном сценарии, предполагающем среднегодовой рост в 15-20%».

Исследование медиапотребления показывает, что в случае экономического спада значительное количество пользователей откажутся от покупного контента в пользу бесплатного, даже если он «пиратский». Лишь 21% пользователей готовы платить за легальный контент в интернете.

Продолжает увеличиваться количество занятых в интернет-индустрии. В 2013 году их было 1,2 миллиона человек, в 2014 году их число увеличится еще на 20%. Но важны не только абсолютные показатели, но и квалификация новых работников. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, РАЭК совместно с руководителями крупнейших предприятий приступит к оценке качества выпускников вузов, которые готовятся по IT-специальностям. «По результатам данной оценки будет составлен рейтинг, который поможет абитуриентам определиться со специальностью, учитывая актуальные запросы рынка», — считает замминстра.

Полный отчет по исследованию «Экономика Рунета 2013-2014» с мнениями экспертов и прогнозами развития будет представлен 17 декабря в ходе конференции «Рунет 2014: Итоги года».

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Подготовлено исследование «Экономика Рунета» за 2014-2015 годы

Высшая школа экономики совместно с РАЭК подготовила очередной ежегодный доклад «Экономика Рунета», посвященный экономике рынков интернет-сервисов и контента в 2014-2015 годах. Акцентом исследования стала оценка влияния кризиса на дальнейшее развитие индустрии и корректировка предыдущих прогнозов развития.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

Исследователи ВШЭ изучили цифровую дифференциацию регионов

К 2014 году в России насчитывалось около 86 млн абонентов мобильного широкополосного доступа — в 3,6 раз больше, чем фиксированного. Регионы заметно различаются по уровню подключения абонентов к Интернету. Данные, это иллюстрирующие, представила директор Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Гульнара Абдрахманова на региональном семинаре Международного союза электросвязи для стран СНГ.