• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

10 м/год

с такой скоростью разрушаются российские берега северных морей.

Например, в 2009-2012 годах в районе перехода газопровода «Бованенково — Ухта» через Байдарацкую губу Карского моря береговая линия переместилась на 40 м. Таким образом, средняя скорость отступания берега составила 13 метров в год.

Такие данные содержатся в докладе заместителя декана географического факультета МГУ Сергея Добролюбова «Влияние изменений климата на арктическую инфраструктуру», с которым он выступил на конференции НИУ ВШЭ «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?».

Вам также может быть интересно:

Ученые определили перспективы развития российской Арктики

Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера. Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia.

Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике

Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты

Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.

Ученые предложили систему углеродного долга для контроля глобального потепления

Международная группа исследователей, в которую входит научный сотрудник Международной лаборатории теории игр и принятия решений ВШЭ  Артем Бакланов, предложила рассматривать производство парниковых газов как финансовый долг. При таком подходе предприятиям выгоднее начать бороться с вредными последствиями своей работы уже сейчас. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Исходные линии и исторические воды: как России защитить свои позиции в Арктике

Таяние льдов в Арктике, вызванное изменением климата, облегчает доступ к природным ресурсам этого региона и, как следствие, ведет к обострению борьбы за их освоение разными странами. О возможностях укрепления суверенитета России в Арктике с использованием норм международного права рассказывают исследователи в статье «Перспективы эволюции системы исходных линий в Арктике», подготовленной под руководством директора Института экологии НИУ ВШЭ Бориса Моргунова.

«Россия должна стать арктическим научным донором»

Арктика становится ареной острого соперничества на международном уровне. Главная задача сегодня – предотвратить ее милитаризацию и усилить меры защиты региона от внешнего воздействия. Об этом говорили участники круглого стола «Арктическая политика России: международный аспект», который состоялся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

«Зеленые» налоги. Анализ эффективности климатической политики

Считается, что объем выбросов углекислого газа в атмосферу главным образом регулируется «прямыми» экономическими инструментами — углеродным налогом и системой торговли выбросами (СТВ). Однако сравнительный анализ показал, что «косвенные» инструменты, такие как акцизы на моторное топливо и прочие энергетические налоги, по своему влиянию не уступают «прямым» и даже долгое время были эффективнее. К такому выводу пришел исследователь НИУ ВШЭ Илья Степанов в статье «Налоги в энергетике и их роль в сокращении выбросов парниковых газов».

Студент магистратуры ВШЭ получил грант на НИР по разработке арктической транспортной платформы

Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.

Мир бесповоротно вступил в новый энергетический уклад. А мы — еще нет

30 ноября в Париже начинается международный саммит по климату, проводимый в рамках Конвенции ООН по климатическим изменениям. Цель саммита — впервые «достичь универсального и обязательного для выполнения соглашения, позволяющего эффективно бороться против изменения климата и ускорить переход к обществу и экономике, мало потребляющим углеродные технологии». Один из главных вопросов — будущее возобновляемой энергетики.

Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке

По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.