• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический инбридинг особенно распространен в России и Испании

В начале 2015 года в издательстве Palgrave выходит книга «Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании», подготовленная по результатам совместного проекта Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Центра изучения международного высшего образования Бостон-колледжа. Статья, опирающаяся на выводы исследования, была недавно опубликована в одном из ведущих изданий в области высшего образования «Times Higher Education».

Академическим инбридингом принято называть практику найма университетами собственных выпускников. По словам одного из авторов книги Марии Юдкевич, это один из тех пунктов, по которому в академическом сообществе нет единого мнения, в разных странах это явление проявляется и оценивается по-разному. В США и Великобритании, например, инбридинга нет, и он не приветствуется. В других странах он, напротив, положен в основу кадровой политики. Но в целом в академическом мире считается, что инбридинг связан, скорее, с отрицательными, нежели положительными, последствиями.

Проект был попыткой разобраться в причинах и последствиях инбридинга, сравнив различные кейсы. Было выбрано восемь стран (Аргентина, Китай, Япония, Россия, Словения, Испания, ЮАР и Украина), каждая из которых характеризуется сравнительно высоким уровнем инбридинга.

По мнению Марии Юдкевич, изучение академического инбридинга важно, потому что многие университеты, ставящие перед собой амбициозные задачи роста и превращения в университеты мирового класса, переосмысливают свои стратегии, в том числе — кадровую политику. И для такого переосмысления очень важно понимать культурную укорененность сегодняшних практик, возможности и ограничения их изменений.

Исследование показало, что академический инбридинг особенно распространен в России и Испании. В Аргентине, Испании и Украине опрошенные эксперты подтвердили, что открытый конкурс на вакансии часто является иллюзией. В Китае и ЮАР процесс найма вызывает больше доверия, хотя в Китае также наблюдается высокий уровень академического инбридинга, в особенности в университетах высокого уровня.

По мнению исследователей ВШЭ, в России инбридинг связан, во-первых, с неразвитостью в стране академического рынка и академической мобильности, во-вторых, с финансовыми ограничениями российских университетов, и, в-третьих, с тем, что основной для наших вузов является все-таки преподавательская миссия. Отбор преподавателей логичнее осуществлять, когда ты хорошо знаешь человека и можешь оценить его преподавательские качества.

В книге также обсуждается влияние системы подготовки аспирантов в разных странах на распространенность академического инбридинга. Например, в России аспиранты, как правило, вовлекаются в преподавание через кафедру и научного руководителя, к моменту окончания аспирантуры они уже глубоко укоренены в вузовской структуре и не видят альтернатив. А университет, в свою очередь, заинтересован в людях, уже получивших преподавательский опыт, интегрированных в социальную среду и проявляющих к ней лояльность.

Вам также может быть интересно:

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.

Стремление людей к высшему образованию остается конкурентным преимуществом России

3 марта во Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с лекцией, посвященной сценариям развития высшего образования в РФ. Лекция была организована в рамках цикла «Синклит в ВИАМ», когда перед сотрудниками института выступают известные ученые, управленцы и политики.