• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический инбридинг особенно распространен в России и Испании

В начале 2015 года в издательстве Palgrave выходит книга «Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании», подготовленная по результатам совместного проекта Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Центра изучения международного высшего образования Бостон-колледжа. Статья, опирающаяся на выводы исследования, была недавно опубликована в одном из ведущих изданий в области высшего образования «Times Higher Education».

Академическим инбридингом принято называть практику найма университетами собственных выпускников. По словам одного из авторов книги Марии Юдкевич, это один из тех пунктов, по которому в академическом сообществе нет единого мнения, в разных странах это явление проявляется и оценивается по-разному. В США и Великобритании, например, инбридинга нет, и он не приветствуется. В других странах он, напротив, положен в основу кадровой политики. Но в целом в академическом мире считается, что инбридинг связан, скорее, с отрицательными, нежели положительными, последствиями.

Проект был попыткой разобраться в причинах и последствиях инбридинга, сравнив различные кейсы. Было выбрано восемь стран (Аргентина, Китай, Япония, Россия, Словения, Испания, ЮАР и Украина), каждая из которых характеризуется сравнительно высоким уровнем инбридинга.

По мнению Марии Юдкевич, изучение академического инбридинга важно, потому что многие университеты, ставящие перед собой амбициозные задачи роста и превращения в университеты мирового класса, переосмысливают свои стратегии, в том числе — кадровую политику. И для такого переосмысления очень важно понимать культурную укорененность сегодняшних практик, возможности и ограничения их изменений.

Исследование показало, что академический инбридинг особенно распространен в России и Испании. В Аргентине, Испании и Украине опрошенные эксперты подтвердили, что открытый конкурс на вакансии часто является иллюзией. В Китае и ЮАР процесс найма вызывает больше доверия, хотя в Китае также наблюдается высокий уровень академического инбридинга, в особенности в университетах высокого уровня.

По мнению исследователей ВШЭ, в России инбридинг связан, во-первых, с неразвитостью в стране академического рынка и академической мобильности, во-вторых, с финансовыми ограничениями российских университетов, и, в-третьих, с тем, что основной для наших вузов является все-таки преподавательская миссия. Отбор преподавателей логичнее осуществлять, когда ты хорошо знаешь человека и можешь оценить его преподавательские качества.

В книге также обсуждается влияние системы подготовки аспирантов в разных странах на распространенность академического инбридинга. Например, в России аспиранты, как правило, вовлекаются в преподавание через кафедру и научного руководителя, к моменту окончания аспирантуры они уже глубоко укоренены в вузовской структуре и не видят альтернатив. А университет, в свою очередь, заинтересован в людях, уже получивших преподавательский опыт, интегрированных в социальную среду и проявляющих к ней лояльность.

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.

Заявление Ученого совета НИУ ВШЭ

Ученый совет НИУ ВШЭ обеспокоен отзывом государственной аккредитации МВШСЭН («Шанинки»). Многолетнее партнерство наших вузов позволяет утверждать, что качество подготовки студентов МВШСЭН отвечает высоким стандартам.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.