• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академический инбридинг особенно распространен в России и Испании

В начале 2015 года в издательстве Palgrave выходит книга «Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании», подготовленная по результатам совместного проекта Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Центра изучения международного высшего образования Бостон-колледжа. Статья, опирающаяся на выводы исследования, была недавно опубликована в одном из ведущих изданий в области высшего образования «Times Higher Education».

Академическим инбридингом принято называть практику найма университетами собственных выпускников. По словам одного из авторов книги Марии Юдкевич, это один из тех пунктов, по которому в академическом сообществе нет единого мнения, в разных странах это явление проявляется и оценивается по-разному. В США и Великобритании, например, инбридинга нет, и он не приветствуется. В других странах он, напротив, положен в основу кадровой политики. Но в целом в академическом мире считается, что инбридинг связан, скорее, с отрицательными, нежели положительными, последствиями.

Проект был попыткой разобраться в причинах и последствиях инбридинга, сравнив различные кейсы. Было выбрано восемь стран (Аргентина, Китай, Япония, Россия, Словения, Испания, ЮАР и Украина), каждая из которых характеризуется сравнительно высоким уровнем инбридинга.

По мнению Марии Юдкевич, изучение академического инбридинга важно, потому что многие университеты, ставящие перед собой амбициозные задачи роста и превращения в университеты мирового класса, переосмысливают свои стратегии, в том числе — кадровую политику. И для такого переосмысления очень важно понимать культурную укорененность сегодняшних практик, возможности и ограничения их изменений.

Исследование показало, что академический инбридинг особенно распространен в России и Испании. В Аргентине, Испании и Украине опрошенные эксперты подтвердили, что открытый конкурс на вакансии часто является иллюзией. В Китае и ЮАР процесс найма вызывает больше доверия, хотя в Китае также наблюдается высокий уровень академического инбридинга, в особенности в университетах высокого уровня.

По мнению исследователей ВШЭ, в России инбридинг связан, во-первых, с неразвитостью в стране академического рынка и академической мобильности, во-вторых, с финансовыми ограничениями российских университетов, и, в-третьих, с тем, что основной для наших вузов является все-таки преподавательская миссия. Отбор преподавателей логичнее осуществлять, когда ты хорошо знаешь человека и можешь оценить его преподавательские качества.

В книге также обсуждается влияние системы подготовки аспирантов в разных странах на распространенность академического инбридинга. Например, в России аспиранты, как правило, вовлекаются в преподавание через кафедру и научного руководителя, к моменту окончания аспирантуры они уже глубоко укоренены в вузовской структуре и не видят альтернатив. А университет, в свою очередь, заинтересован в людях, уже получивших преподавательский опыт, интегрированных в социальную среду и проявляющих к ней лояльность.

Вам также может быть интересно:

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.