• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи ВШЭ посчитали экономический эффект от публикации открытых данных

По расчетам исследователей НИУ ВШЭ, совокупный экономический эффект от использования приложений на основе открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы может составить более 58 млрд. рублей в год.

Почему общественный транспорт

За последние два года в России появилось множество наборов открытых данных, было создано несколько порталов для их публикации, стали появляться первые мобильные приложения на их основе. Вся эта работа требовала заметных финансовых и трудовых затрат, но до настоящего времени в нашей стране не было предпринято ни одной попытки оценить рациональность этих вложений, попробовать измерить их отдачу, оценить эффект от публикации данных.

Исследование, которое провели Центр анализа деятельности органов исполнительной власти и Дирекция по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ, стало первой попыткой проанализировать еще не опубликованные наборы открытых данных в сфере общественного транспорта Москвы и выбрать из них те, которые могут сильнее всего повлиять на экономическую, социальную и другие сферы городской жизни.

Общественный транспорт в качестве объекта исследования выбран потому, что открытые данные из этой сферы уже достаточно давно публикуются за рубежом, где на их основе активно создаются приложения. Это дает возможность судить о потенциальном эффекте от этих данных в России.

Что выяснилось

На первом этапе исследования было выделено четыре основных набора данных (текущее положение транспортных средств, паспорт маршрута, паспорт остановки, система турникетов), на основе которых можно создать приложение, способное выстраивать связанные маршруты на различных видах общественного транспорта Оно будет максимально точно указывать время прибытия на место, при этом учитывать различные критерии (минимизацию времени в пути, минимизацию расходов, максимальный комфорт, ограниченные возможности передвижения).

Исследователи также провели социологический опрос, в котором приняло участие 1,5 тыс. пользователей личного и общественного транспорта Москвы с целью выяснить, как же повлияет такое приложение на транспортную систему города. Выяснилось, что при появлении приложения с описанными выше характеристиками 10% водителей готовы полностью отказаться от использования личного автомобиля в будние дни (в дни пиковой нагрузки на транспортную систему) и пересесть на общественный транспорт.

Совокупный экономический эффект от использования приложений на основе открытых данных общественного транспорта Москвы, по мнению исследователей, может составить 58,753 млрд руб./год. Такая цифра достигается за счет:

  • более высокой наполняемости общественного транспорта и более эффективного использования единиц техники — 3,668 млрд руб./год
  • уменьшения времени поездки пассажиров на общественном транспорте — 8,890 млрд руб./год
  • уменьшения времени поездки на личном транспорте — 41,515 млрд руб./год
  • уменьшения времени ожидания на остановках — 11,967 млрд руб./год.
  • уменьшения потребления бензина и доходов от его продажи (отрицательный экономический эффект)  7,287 млрд руб./год.

«Раскрытие наборов данных общественного транспорта Москвы и последующее появление приложений на их основе оценивалось не только финансовыми показателями», — говорит аналитик Дирекции по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Руслан Артамонов. По его мнению, не менее важны сопутствующие эффекты, которые в настоящее время не могут получить доказанную количественную оценку. Например: повышение транспортной доступности объектов Москвы, оптимизация маршрутной сети и запуск новых маршрутов наземного городского транспорта, повышение качества жизни за счет высвобождения пространства от автомобилей и даже увеличение пунктуальности москвичей и т.д.

Таким образом, как считают исследователи НИУ ВШЭ, публикация востребованных открытых данных транспорта города Москвы позволит ощутить заметные позитивные социальные и экономические эффекты для города, а также стать источником дополнительных ресурсов решения транспортных проблем для правительства Москвы.

 Презентация к исследованию (PDF, 2.66 Мб)

Вам также может быть интересно:

Педофилов вычислит компьютер

Педофилов просеют сквозь решётки понятий. Сотрудники Международной научно-учебной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа НИУ ВШЭ помогли голландской полиции создать компьютерную программу, способную вычислять педофилов в интернете, и даже определять степень их потенциальной опасности.

Решетки понятий помогут в борьбе с раком

Алгебра против рака. Математики НИУ ВШЭ разработали модель, которая позволит повысить эффективность лечения при остром лимфобластном лейкозе у детей. Анализируя персональные данные больных с этим диагнозом, ученые смогли рассчитать, какой из методов терапии предпочтительнее для той или иной группы пациентов. Теперь слово за медиками, им предстоит интерпретировать полученный результат и дать по нему клиническое заключение. Положительный результат будет означать еще один шаг в развитии персонализированной медицины в России.

Развитый общественный транспорт делает города пригодными для жизни

Как общественный транспорт повышает качество жизни, становится источником экономического роста и позволяет создавать новые рабочие места в городах? Об этом на лекции в Вышке рассказал генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта (UITP) Алан Флауш, которому было присвоено звание почетного профессора НИУ ВШЭ.

Искусственный интеллект помогает бороться с работорговлей

В современном мире люди, попадающие в рабство, не закованы в кандалы, а их похитители не выглядят как работорговцы. Выявить преступников, занимающихся торговлей людьми, совсем непросто. Международная группа исследователей совместно с учеными департамента анализа данных и искусственного интеллекта НИУ ВШЭ помогли полицейским разработать информационную систему, которая позволяет бороться с современной торговлей людьми.

Кузьминов: механизм обратной связи по законопроектам нуждается в доработке

Ярослав Кузьминов предложил усовершенствовать электронную систему раскрытия информации о нормативных правовых актах, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти. Свои предложения он изложил на заседании Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.

«Большие данные» помогут врачам выбрать способ лечения

За 20 лет, с начала перехода современной медицины на цифровой формат, накоплен огромный объем данных, которые практически не используются. Анализ этих данных и извлечение из них новой логики управления — одно из наиболее востребованных направлений прикладной математики, считает профессор кафедры анализа данных и искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, преподаватель Медицинской школы при Гарвардском университете Олег Пьяных.

Министерства и ведомства не торопятся открывать свои данные

11 федеральных органов исполнительной власти, вопреки распоряжению правительства, не начали работу в формате открытых данных, свидетельствует мониторинг, проведенный ВШЭ. Дальнейший план действий в этом направлении обсуждался на совместном заседании комиссии по координации деятельности Открытого правительства и Совета по открытым данным.

Пробки вынудят автовладельцев пересесть на метро

Побудить московских автомобилистов пользоваться общественным транспортом может разве что увеличение протяженности пробок и улучшение работы общественного транспорта. Исследование «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта».

Что делать с пробками в Москве?

29 октября на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ с докладом «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта» выступил Алексей Белянин, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ.

Открытые данные Рунета малопригодны для пользователя

Чиновники активно взялись за публикацию открытых данных о своей деятельности. Однако количество появившейся информации на порталах госорганов не отражает ее качество. Использовать открытые данные для обработки и анализа не всегда представляется возможным.