• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Незнание закона не освобождает от дел житейских

26 января состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ.

С докладом «Изменение содержания правого образования в условиях информационного общества» выступила заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ Анна Вавилова.

У каждого из нас в жизни может возникнуть ситуация, когда нужно подать иск в суд или написать жалобу, скажем, на сотрудника ГИБДД. С вопросами права постоянно приходится иметь дело людям самых разных специальностей — от менеджеров до программистов. Есть даже мнение, что каждому человеку хорошо бы иметь самое общее представление о том, как устроено государство, в котором он живет, к примеру, чем президентская республика отличается от парламентской. Так или иначе, людям, чья жизнь напрямую не связана с юриспруденцией, необходимо обладать неким объемом юридических знаний, и давать эти знания должны школы и вузы.

В своем докладе Анна Вавилова проанализировала, каким образом в России вопросы права преподаются школьникам (в рамках курсов обществознания и основ правовых знаний) и студентам неюридических специальностей вузов.

Прежде всего, Анна Вавилова отметила, что, на ее взгляд, даже профессиональным юристам для практической деятельности зачастую недостаточно высшего образования, и ряд необходимых навыков они приобретают в ходе стажировок или первых двух-трех лет работы. При этом анализ учебных программ и пособий по правовым дисциплинам для непрофессионалов показывает, что эта правовая подготовка представляет собой сокращенный вариант обучения юристов. Возникает вопрос, может ли такое обучение быть эффективным, если даже юристы «добирают» нужные навыки уже в процессе профессиональной деятельности. Соответственно, возникает необходимость выяснить, какова цель правовой подготовки непрофессионала, и, исходя из этого, определить ее необходимый минимум.

Если говорить о целях правового образования непрофессионалов, то можно выделить, во-первых, культурное развитие личности и, во-вторых, адекватное использование правовых инструментов в различных жизненных ситуациях. В первом случае классическое обучение юриспруденции является вполне адекватным, однако во втором оказывается, что сформировать нужные практические навыки с помощью существующих в настоящее время учебных пособий и программ крайне затруднительно.

Анна Вавилова делает вывод, что любой человек, получивший неюридическое образование, должен обладать рядом практических навыков: уметь квалифицировать различные жизненные ситуации с точки зрения права, ориентироваться в существующем законодательстве и находить нормативные требования, применимые к той или иной ситуации. Для этого необходимо значительным образом изменить существующие принципы правовой подготовки как на уровне старшей школы, так и на факультетах неюридического профиля. В частности, вместо того, чтобы рассказывать, чем федеративное устройство отличается от унитарного, лучше дать студентам и школьникам представление о таких понятиях, как собственность, договор, право, обязанность. Объяснить, что суд сочтет доказательством, а что — нет, каким образом оформляется исковое требование и что нужно для обжалования судебного решения.

Отдельная проблема — неумение людей искать правовую информацию и анализировать ее. Общедоступные тексты правовых актов ничем не помогут гражданину, не знающему о поправках, например, к «Гражданскому кодексу» и зачастую просто не умеющему правильно читать и грамотно толковать правой акт. Для решения этой проблемы необходимо научить непрофессионалов пользоваться автоматизированными базами «Консультант» и «Гарант», доступа к которым лишено большинство школ. Преподаватели зачастую не могут помочь ученикам, потому что сами не умеют пользоваться подобными базами. Если предполагается, что непрофессионалу правовые знания могут потребоваться на практике, необходимо научить его приемам толкования правового текста, детальному анализу информации, объяснить, в каких ситуациях необходимо обращаться к юристу.

При рассмотрении существующих курсов и пособий по правовым дисциплинам Анна Вавилова отметила такой их недостаток, как отсутствие практической ориентации. Это касается правовой подготовки и студентов, и школьников. В университетских курсах возрастание сложности теоретической части не сопровождается адекватным углублением практических навыков. В результате непрофессионал получает достаточно большое количество информации о юридической науке, плохо пригодной для применения на практике.

В ходе дискуссии было высказано мнение, что всеми перечисленными в докладе навыками, которые в результате правового обучения должен получить любой студент, вообще-то обладают именно профессиональные юристы. В результате непонятно, в чем состоит принципиальное отличие профессионала от непрофессионала. Впрочем, по мнению докладчика, основным различием может стать уровень владения правовыми навыками. Если в некоторых простых ситуациях гражданин должен справляться сам, то в более сложных случаях ему необходима помощь специалиста. Одной из целей правого образования непрофессионалов должно стать умение отличать сложные случаи от простых.

Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин отметил, что спор о том, нужно ли преподавать студентам неюридических специальностей сокращенный теоретический материал или вместо этого пытаться развивать у них сугубо практические навыки, имеет отношение к очень давней дискуссии о соотношении учебных и научных дисциплин, развернувшейся в Европе и США еще в 1950-е годы. Советское школьное образование пошло по пути преподавания редуцированных научных дисциплин. В Соединенных Штатах, напротив, ответом на излишнюю теоретизацию знания стала его чрезмерная прагматизация. Доклад Анны Вавиловой о соотношении теоретического и практического знания в правовом образовании непрофессионалов, по мнению Исака Фрумина, важен, в частности, тем, что вновь поднимает тему соотношения учебных и научных дисциплин и является попыткой нащупать более сбалансированный путь преподавания права.

Известный специалист по вопросам экономики образования Марк Мусарский, выступавший в роли дискуссанта, подтвердил актуальность изучения права непрофессионалами. По его мнению, в настоящее время большой проблемой является юридическая грамотность директоров общеобразовательных школ. Другой дискуссант, доцент кафедры управления Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Анатолий Кац, поделился опытом преподавания права в своем учебном заведении. Он рассказал о разработанном им тесте для директоров школ, приходящих на повышение квалификации. Тест состоит из сорока вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте закона «Об образовании». Работа над выполнением заданий теста длится на протяжении всего периода обучения.

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина сделала вывод, что человека, не имеющего юридического образования, нужно научить понимать логику устройства законодательства, логику права, которая, конечно же, отличается от житейской логики.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.

47%

россиян в возрасте от 16 до 74 лет пользуются социальными сетями.

30%

занятых в секторе информационных и коммуникационных технологий — люди в возрасте до 30 лет. 

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Индикаторы информационного общества: 2013

Сборник публикаций посвящен статистике информационного общества. В нем представлена статистическая информация о деятельности организаций сектора информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), об использовании ИКТ в организациях и населением, доступе к вычислительной технике, средствам связи и Интернету домашних хозяйств.

Дети в интернете: все будет хорошо?

12 марта состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «О состоянии и новых возможностях развития медиасреды подрастающего поколения России» выступили Владимир Грамматиков, креативный продюсер «Уолт Дисней Компани СНГ» и Сергей Цымбаленко, вице-президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», президент творческого объединения ЮНПРЕСС.

Information Society Outlook / L. Gokhberg and C. Leonard (eds.). M.: HSE, 2012

Вышел из печати очередной статистический сборник «Information Society Outlook», подготовленный ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Сборник содержит в себе сопоставительный анализ основных индикаторов информационного общества в России и зарубежных странах.

Информационное общество: тенденции развития: аналитический обзор. М.: НИУ ВШЭ, 2012

Публикация, впервые подготовленная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ совместно с Росстатом, содержит сопоставительный анализ основных индикаторов информационного общества в России и зарубежных странах.

Человеческая версия университетской истории

24 апреля состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Антропологический подход к изучению истории российских университетов» выступила заместитель директора Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Елена Вишленкова.

Кризис дополнительного образования

10 апреля состоялся очередной семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Дополнительное образование школьников: первые итоги и перспективы исследования» выступил заведующий научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.