• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения

Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций, о преимуществах и недостатках муниципальных детских садов, а также трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.

Дошкольное образование в России, сформировавшееся в течение XX века, имеет свою культурную уникальность. В советское время оно возникло в ответ на запрос о совмещении работы и воспитания детей матерью, а также служило инструментом обобществления функций воспитания. Новый закон «Об образовании в РФ» продолжает декларировать общедоступность и бесплатность дошкольного образования, считая его базовой, но необязательной ступенью общего образования. Однако в реальности общедоступность оказывается под вопросом на фоне сокращения числа государственных садов в 1990-е годы и роста рождаемости в последние 10 лет. Матери вынуждены становиться в очередь в первые дни после получения свидетельства о рождении ребенка, не имея возможности вернуться на рынок труда до момента, когда ребенок наконец получит это место. При этом, несмотря на то, что матери по-прежнему остаются основным агентом ухода за ребенком, детские сады как социальный институт выравнивают гендерные роли в семье — в семьях, где ребенок посещает детский сад, отцы в большей степени вовлечены в воспитание и уход за ребенком.

Государство пытается конструировать новую систему дошкольного образования, регулируя порядок и правила оказания услуг. Так, например, в 2014 году появились новые СанПиНы для семейных детских садов или домашних мини-центров, организуемых в жилых помещениях. Негосударственный сектор получил возможность развиваться, но ему тяжело конкурировать с государственными учреждениями, которые получают нормативное финансирование от государства, имеют историю и кредит доверия населения.

Частному детскому саду сначала нужно суметь привлечь родителя, а потом удержать и заставить забыть о высокой стоимости услуг

Шевчук Андрей Вячеславович
старший научный сотрудник ЛЭСИ

Доля негосударственного сектора на данном рынке составляет всего 1,8%. В 2012 году Минобрнауки в дорожной карте «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» поставило задачу увеличить число таких учреждений до 10% к концу 2018 года. Однако в предложенные сроки этот результат явно недостижим ввиду трудностей как организационного, так и институционального характера. Вероятно, поэтому в редакции дорожной карты 2014 года запланированный показатель был снижен до гораздо меньшей цифры — 2,2%.

В 2012 году в Москве, Санкт-Петербурге и Казани было проведено исследование, выявившее ряд недостатков системы государственных дошкольных учреждений. Так, исчезновение яслей, однообразное питание, жесткий график работы садиков (с 7:00 до 19:00), а также другие факторы, связанные с режимностью и унификацией воспитательного процесса, заставляют родителей отдавать предпочтение негосударственным учреждениям, которые предоставляют более гибкие условия. Камнем же преткновения для многих родителей становится существенная разница в цене. Сотрудники и директора частных садов отмечают, что высокие цены в негосударственном секторе неизбежны, поскольку отсутствуют субсидии, нет механизма подушевого нормативного финансирования, распространяющегося на все типы образовательных организаций, не хватает консультативной, методической, юридической и административной поддержки, а также льготных цен на аренду помещений. Естественно, что многие родители в итоге выбирают муниципальные детские сады.

Вместе с тем, в ряде регионов существуют программы развития негосударственных организаций дошкольного образования и досуга, которые уже начали давать свои плоды. Если государство обратит большее внимание на негосударственные дошкольные организации, это сможет помочь им развиваться в приемлемом темпе.

Выступившие после доклада отмечали в первую очередь вопрос, можно ли называть дошкольное образование рынком, и если да, существует ли на нем конкуренция в привычном смысле этого слова. Старший научный сотрудник ЛЭСИ Андрей Шевчук высказал предположение, что в данном случае мы имеем дело с конкуренцией за потребителя. «Частному детскому саду сначала нужно суметь привлечь родителя, а потом удержать и заставить забыть о высокой стоимости услуг», — сказал он. По мнению преподавателя департамента социологии Натальи Халиной, к списку предопределенных конкурентных преимуществ, которыми пользуются муниципальные учреждения, можно отнести отсутствие доступа негосударственных детсадов к выстраиванию образовательных комплексов с определенными школами.

Полина Попова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какой детский сад лучше готовит к школе

Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.

40%

дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.

Связан ли уровень рождаемости со стабильностью занятости?

Согласно данным Всемирного банка, в большинстве европейских стран уровень рождаемости снижался вплоть до 2000-х. После 2002 года в некоторых из них (Исландия, Ирландия, Франция и Норвегия) был зарегистрирован рост фертильности. Но почему в одних странах рождаемость растет, а в других — падает? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков».

Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать

Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.

«Человек, который едет на Бентли, уже все этим сказал»

В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков», посвященный теме коррупции. Тимур Натхов и Леонид Полищук представили свое исследование, в рамках которого была предпринята попытка измерить уровень коррупции новым способом — изучая принадлежность так называемых красивых автомобильных номеров (регистрационных знаков) тем или иным маркам машин.

Стандарт выживания перестал быть массовой моделью поведения

После относительно продолжительного этапа экономического роста Россия оказалась в ситуации геополитической и экономической неопределенности. Какие в связи с этим возможны изменения в доходах, расходах и потреблении населения? Ординарный профессор ВШЭ Лилия Овчарова выступила с докладом по этой теме на очередном семинаре серии «Социология рынков», которые проводит Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ.

Аграрный бизнес России: до и после вступления в ВТО

В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел очередной семинар серии «Социология рынков». Ученые обсудили стратегии поведения представителей аграрного бизнеса по отношению к вступлению России во Всемирную торговую организацию.

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.

Детские сады должны стать трансформерами

10 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние среды на развитие детей дошкольного возраста. С докладом «Современные детские сады в России: возможности и перспективы» выступил специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис.