• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключи к пониманию

16 февраля в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования. С докладом на тему «Race, Ethnicity, and Education: The Search for Explanations (Образование в условиях этнического и расового многообразия: ключи к пониманию)» выступил профессор Джеймс А. Бэнкс.

Джеймс Бэнкс — «отец» теории и практики поликультурного образования, директор центра мультикультурного образования в университете Вашингтон в Сиэтле, экс-президент Американской ассоциации исследователей образования (АERA, 1997–1998 гг.)

Исследования в области поликультурного образования, как отметил во вступительном слове проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин, являются сегодня одними из наиболее значимых. Это связано с ростом культурного многообразия во всем мире и обострением проблемы толерантности в обществе.

И одной из главных проблем, как указал профессор Бэнкс в своем докладе, является разрыв в достижениях обучающихся, принадлежащих к разным культурам. Это показывают многие исследования, проводившиеся в школах США и в других странах.

Разрыв может проявляться в неуспеваемости представителей этнических или национальных меньшинств и детей из малообеспеченных семей, их большем отсеве во время обучения и тому подобном. Таким образом, эти дети имеют меньше шансов добиться успеха в жизни, чем те, кто принадлежит к культуре, доминирующей в обществе.

В разные годы предлагались различные концепции для объяснения этой проблемы. Одна из наиболее ранних — концепция культурной депривации, недополучения детьми необходимых для достижения успеха навыков и личных качеств вследствие проживания детей в замкнутых сообществах.

Концепция культурных различий говорит в то же время о том, что этнические группы — такие, как афроамериканцы, американцы мексиканского или индейского происхождения — имеют свою богатую и разнообразную культуру. И чтобы дети из таких групп могли добиться больших академических успехов, учителю следует использовать разные методы и педагогические техники, соответствующие психологическим особенностям каждой из групп.

Многие дети — особенно это касается детей эмигрантов — чувствуют себя чужими в культурной среде школы и общества в целом. В рамках концепции культурной среды предлагается больше вовлекать таких учащихся в образовательный процесс, в жизнь школы, ее события, чтобы они не чувствовали отчуждения.

Существует и другой аспект проблемы обучения детей разных культур — он рассматривается в теории под названием «Protective Disidentification»: учителю рекомендуется избавляться от собственных стереотипов в отношении других культур, он должен ждать одинаково высоких результатов от каждого ребенка. При этом дети, которых оценивают в рамках существующих в обществе стереотипов, в итоге начинают сами считать, что их способности и возможности ограничены. Эксперименты показывают, что даже успевающие ученики могли выполнить тест неправильно, если перед его началом они были вынуждены идентифицировать себя с этническим или другим меньшинством.

Пятая концепция обращает внимание на то, что сама школа нередко не только не способствует обеспечению равных возможностей для всех учеников, но напротив — закрепляет существующее неравенство. Таким образом, следует изменить положение самой школы — сделать качественное образование более доступным для всех учащихся вне зависимости от их социального положения.

Последняя — теория «Эффективной школы» — возникла благодаря исследованиям Вильбура Бруковера (Wilbur Brookover) из университета Мичигана, проводившимся в школах штата еще в 80-х годах XX века. Использовались интервью, опросы, наблюдения за этническими меньшинствами и другие методы.

Было обнаружено: об одних школах можно сказать, что их культура ориентирована на достижения, о других — нет. «Эффективные школы» — это те, что обеспечивают учащимся, принадлежащим к разным культурам, равенство возможностей, так что разрыв в их достижениях сокращается. Две главные характеристики таких школ — создание благоприятной среды, в которой культурные различия уважаются, и ориентация на совместное решение проблем.

Теория поликультурного образования, господствующая в настоящее время, старается учитывать все концепции — поскольку каждая внесла определенный вклад в решение проблем обучения детей, имеющих отношение к этническим, расовым и другим меньшинствам.

Касаются ли России — и как? — проблемы, подобные тем, что возникают в американских школах у расовых и этнических меньшинств? По замечанию Исака Фрумина, относительно российских школ также можно говорить о разрыве в достижениях учащихся — представителей тех или других меньшинств. Разрыв этот очень долго игнорировался: предполагалось, что у нас все могут получить одинаковые знания. Однако исследования 2004 года, проведенные Национальным фондом подготовки кадров по заказу Всемирного банка, показывают: есть целый кластер отстающих школ, где культура складывается весьма специфическая.

Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин
Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин
Один из вопросов участников дискуссии касался того, насколько общей является проблема отсутствия в школах культуры, ориентированной на достижения, некий «боевой дух». Как сказал, отвечая на вопросы из зала, профессор Бэнкс, такая проблема характерна для многих стран. В США, к примеру, действует не только разделение детей по способностям, но и разделение учителей по их квалификации. И учитель с 3-летним опытом работы не пойдет преподавать в колледж, где учатся дети эмигрантов, дети из малообеспеченных семей или представители языковых меньшинств (те же испаноязычные). И до тех пор, пока такие школы и колледжи не будут финансироваться в равной степени со школами для белых детей из среднего класса, проблему разрыва в достижениях решить не удастся.

При этом, отвечая на вопрос представителя Государственного университета управления о том, какие стратегии используются для ликвидации «закрытости» детей эмигрантов, профессор отметил, что наиболее эффективным способом обучения  детей, которые не говорят по-английски, является все же обучение их на английском, а не на их родном языке — с тем чтобы облегчить для них процесс социальной адаптации в будущем.

С проблемами поликультурного образования приходится сталкиваться и многонациональным университетам. И потому другой резонный вопрос, который в разной форме звучал во время обсуждения доклада, был вопрос: «В какой мере выводы, сделанные на основе исследований в школах, могут использовать университеты?»

Исследования стратегий ликвидации разрыва в достижениях, отметил в заключение профессор Бэнкс, возможно, будут проведены и в вузах, но методики для этого еще предстоит разработать.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Интервью Джеймса Бэнкса Новостной службе портала ГУ-ВШЭ

Видеозапись доклада Джеймса Бэнкса «Образование в условиях этнического и расового многообразия: ключи к пониманию» (с переводом на русский)

Видеозапись доклада Джеймса Бэнкса «Образование в условиях этнического и расового многообразия: ключи к пониманию» (на английском языке)

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.