• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиНаукаПолезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран

Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран

Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.

Мартин Карной, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, сотрудничает с Высшей школой экономики с 2011 года. Он руководит аспирантами, принимает участие в различных сравнительных исследованиях образования, где анализируется, в том числе, ситуация в России, — например, об инженерном образовании, о качестве школьного образования.

Несмотря на то, что доклад «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», как и следует из его названия, посвящен заокеанским практикам, некоторые его выводы интересны и для нашей страны, отмечает соавтор исследования Татьяна Хавенсон.

Одна из особенностей американского школьного образования — его значительная децентрализация и дифференциация. Есть штаты с очень высокими результатами, а есть, напротив, с очень низкими. Несмотря на то, что США в целом получает невысокие оценки в международных сравнительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), есть регионы — например, штат Массачусетс, чьи достижения сравнимы с результатами лидеров (Южная Корея, Финляндия). И для образовательной политики, и научных исследований гораздо интереснее анализировать практики внутри страны, выявлять причины неравенства, нежели беспокоиться об отставании США в мировых сравнительных исследованиях, утверждают авторы доклада.

В России ситуация во многом похожа, говорит Татьяна Хавенсон. В международных исследованиях качества образования Россию рассматривают в целом и сравнивают с маленькими странами, например, с Финляндией, но это зачастую бесполезно и не может быть основанием для далеко идущих выводов. Но выводы о достижениях российских школьников, как правило, рассматриваются в масштабе страны, данных регионального уровня практически нет, а те, что есть, — например, результаты ЕГЭ и ОГЭ — закрыты от широкой общественности.

Сбор региональных данных в сфере образования по примеру американских коллег и их анализ — новый вызов для российских исследователей на ближайшую перспективу.

Вам также может быть интересно:

Лицей ВШЭ занял 5-е место в рейтинге лучших школ России

Московский центр непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки России подготовил перечень 500 лучших школ России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2016–2017 учебном году. В общем рейтинге Лицей НИУ ВШЭ занял 5-е место, поднявшись на 5 пунктов вверх по сравнению с результатом прошлого года (10-е место).

Более половины выпускников лицея продолжат учиться в Вышке

Самыми популярными вузами у выпускников лицея этого года оказались Вышка, МГУ, МГИМО, Финансовый университет и РЭУ им. Плеханова. При этом практически каждый второй продолжает выбирать для дальнейшего обучения Вышку. В текущем году студентами этого университета стали 388 человек, или 54,7% от общего числа выпускников (709).

Школа № 2095 «Покровский квартал» заняла III место в рейтинге «Эксперт РА»

Рейтинг показывает, какие школы готовят больше всего студентов для лучших вузов России.

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

30%

тех, кто ушёл из школы после 9 класса, спустя четыре года сказали, что если бы сейчас у них была возможность поменять своё решение, они бы доучились до 11 класса. Такие данные получены в ходе очередной волны панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» осенью 2016 года.

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

169

педагогов из московских школ, входящих в Распределенный лицей ВШЭ, прошли стажировку в Лицее ВШЭ и поучаствовали в семинарах по обществознанию, теории познания и проектной деятельности в 2016-2017 учебном году.

2792

заявки на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ были приняты от абитуриентов в 2017 году. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе.

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.