• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран

Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.

Мартин Карной, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, сотрудничает с Высшей школой экономики с 2011 года. Он руководит аспирантами, принимает участие в различных сравнительных исследованиях образования, где анализируется, в том числе, ситуация в России, — например, об инженерном образовании, о качестве школьного образования.

Несмотря на то, что доклад «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», как и следует из его названия, посвящен заокеанским практикам, некоторые его выводы интересны и для нашей страны, отмечает соавтор исследования Татьяна Хавенсон.

Одна из особенностей американского школьного образования — его значительная децентрализация и дифференциация. Есть штаты с очень высокими результатами, а есть, напротив, с очень низкими. Несмотря на то, что США в целом получает невысокие оценки в международных сравнительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), есть регионы — например, штат Массачусетс, чьи достижения сравнимы с результатами лидеров (Южная Корея, Финляндия). И для образовательной политики, и научных исследований гораздо интереснее анализировать практики внутри страны, выявлять причины неравенства, нежели беспокоиться об отставании США в мировых сравнительных исследованиях, утверждают авторы доклада.

В России ситуация во многом похожа, говорит Татьяна Хавенсон. В международных исследованиях качества образования Россию рассматривают в целом и сравнивают с маленькими странами, например, с Финляндией, но это зачастую бесполезно и не может быть основанием для далеко идущих выводов. Но выводы о достижениях российских школьников, как правило, рассматриваются в масштабе страны, данных регионального уровня практически нет, а те, что есть, — например, результаты ЕГЭ и ОГЭ — закрыты от широкой общественности.

Сбор региональных данных в сфере образования по примеру американских коллег и их анализ — новый вызов для российских исследователей на ближайшую перспективу.

Вам также может быть интересно:

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Инвестиции в школьное образование

Средства бизнеса на общее дело. Колонка ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

ВШЭ, МГСУ и «Просвещение» будут вместе разрабатывать проекты новых школ

24 мая на Петербургском международном экономическом форуме руководители НИУ ВШЭ, Московского государственного строительного университета и группы компаний «Просвещение» подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках два национальных исследовательских университета и крупнейшая российская компания, создающая образовательные ресурсы и сервисы, предложат оптимальные пространственные решения для школьных зданий.

Первоклассная галерея

Исследователи НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Переживания в социальном лифте

Учащиеся лицеев и гимназий могут разочароваться в школе, если в ней есть расслоение детей в зависимости от социального положения родителей, выяснили социологи НИУ ВШЭ.