• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученый из НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург выступил оппонентом на защите диссертации в Эстонии

25 ноября заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Даниил Александров выступил оппонентом на защите PhD-диссертации в Тартусском университете. Во многих странах Европы при защите диссертаций оппонентами выступают коллеги из других стран. Такое приглашение — знак признания для самого ученого и вклад в репутацию университета в целом.

Об исследовании

Диссертация тартусской исследовательницы Майе Солл «The ethnic identity of Russian-speaking students in Estonia in the context of educational change» была посвящена этнической идентичности русскоговорящих студентов в Эстонии в контексте изменений образовательной системы («The ethnic identity of Russian-speaking students in Estonia in the context of educational change»). 

Социализация подростков во многом происходит в школе, поэтому именно в школе, наряду с семьей, происходит формирование этнической идентичности. Около трети населения Эстонии — мигранты нескольких поколений, русские, украинцы, белорусы, приехавшие в Эстонию после Второй мировой войны. Для них существуют школы с преподаванием на русском, но обучение в этих школах, где мал объем занятий эстонским и английским, как считается, может задерживать интеграцию и ограничивать карьерную мобильность выпускников.

По словам Александрова, исследовательница получила важные и интересные результаты: «Опишу только один из них. Следуя идеям Майкеля Феркяйтена, социального психолога из Утрехта, автор различает выраженность этнической идентичности и смотрит на то, какие установки школьников связаны теми или иными типами идентичности. К примеру, школьники с неопределенной идентичностью описывают и эстонцев, и русских с определенным уровнем неприязни и при этом индифферентны к изменениям в системе образования. Похоже, что такая неопределенная идентичность связана с ориентацией на то, чтобы покинуть Эстонию и работать в других странах Европы. Зато школьники с сильной русской идентичностью описывают и русских, и эстонцев в очень положительных терминах, а в отношении образовательной политики либо активно принимают ее, либо критикуют. Очень интересно, что сильная идентичность связана с положительными межэтническими аттитюдами».

Защита

Процедура защиты была необычной. «На защите соблюдался интересный регламент, который мне был прислан заранее, но все равно я не был к нему готов, — говорит Александров. — Первую общую часть отзыва я должен был прочитать стоя, а задать более частные вопросы — сидя. Привычный фрейм, конечно, поломался, и вместо гладкого зачитывания письменного отзыва я сбился, стал говорить не по бумажке и получился живой разговор оппонента с диссертантом — для этого и придумано две части».

По словам Александрова, принимать решение о присуждении степени диссертационному комитету было несложно — диссертация была, что называется, кумулятивной: пять статей, которые уже опубликованы (три — в хороших рецензируемых журналах), и подробное очень четкое введение, объясняющее общую постановку проблемы и полученные выводы. При этом сама диссертация публикуется как книга и доступна в электронном виде на сайте университета. 

После защиты Александров обсудил с эстонскими коллегами  и возможные совместные исследования, и трудности привлечения студентов в социологию. «В Эстонии, как и везде, традиционная социология все меньше пользуется спросом, — рассказывает он. — Поэтому коллеги с живым интересом обсуждали со мной нашу реформу программы из «Социологии» в «Социологию и социальную информатику», тем более они сами занимаются социологией медиа, в частности, изучением практик пользования Интернетом. Я уверен, что мы будем сотрудничать с эстонскими коллегами и дальше».

Подготовила Д. Ходоренко