• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Шерлок»: новый вид мужественности или бесполое существо?


Кадр из телесериала «Шерлок»

В честь прошедшего 23 февраля и наступающего 8 марта в НИУ ВШЭ обсудили «способы быть мужчиной». Социологическая дискуссия, организованная Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), была основана на материалах британского телесериала «Шерлок». Для разбора выбрали эпизод первого сезона «The Great Game». С докладом выступила старший научный сотрудник ЛЭСИ Елена Бердышева, в роли эксперта — профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ Елена Рождественская.

Фраза «мужчиной не рождаются, а становятся», по мнению Елены Бердышевой, очень точно фиксирует тот факт, что гендерный порядок в обществе — предмет в первую очередь социального конструирования. Культ мужественности (как и женственности) всегда является культурным, коллективным представлением. Однако это представление может трансформироваться в зависимости от социальных обстоятельств и социально-экономической ситуации. Наиболее емко это сформулировал американский антрополог Дэвид Гилмор, сказав, что настоящие мужчины не вылупляются сами собой с течением времени, как бабочки из коконов; их надо прилежно и постепенно освобождать из мальчишеской оболочки, формировать и продвигать вперед, в мужественность.

Таким образом, убеждена Елена Бердышева, абсолютно во всех обществах (от самых примитивных до самых современных) непрестанно ведется большая игра в маскулинность. Причем сама оболочка этой игры не является продуктом какого-то психологического позыва, иными словами, необходимость быть мужчиной — не индивидуальное желание конкретного индивида, а то, к чему принуждает мужчин общество. Вопрос о том, в каком формате должна реализовываться мужская роль, конечно, не ограничивается примитивным разделением того, кто что должен делать, здесь следует изучать такие сферы, как выживание, социальная адаптация, удовлетворение интересов группы и целого сообщества людей. Так что же требует от мужчин общество?

Быть в игре

В первую очередь в игру под названием маскулинность мужчины играют друг с другом. Если посмотреть любые произведения про Шерлока Холмса, легко заметить, что Шерлок не существует без Ватсона (в сериале он говорит: «Я пропаду без своего блогера»), но и с Ватсоном он играет, доказывая ему свое превосходство едкими замечаниями вроде «твои догадки хороши, но все самое важное ты упустил».

Пустые действия — достать мобильный телефон, принести чай, подать газету — Шерлок поручает Ватсону, который в картине играет как мужскую, так и женскую роли

С Мориарти соревнование другого типа. В эпизодах с Мориарти Шерлок обращает внимание на его слишком аккуратные ногти, крем в складках кожи, и далее говорит молодой лаборантке, что все это явные признаки нетрадиционной сексуальной ориентации. Неслучайным здесь кажется и последний эпизод серии, когда Шерлок и Мориарти встречаются в бассейне — месте, где мальчики традиционно соревнуются друг с другом в физических достижениях. Озвучивая эту идею, Мориарти произносит: «Посмотрим, как ты поступишь. Если ты в меня выстрелишь, я удивлюсь и слегка разочаруюсь».

В любом обществе мужчины наблюдают и соревнуются друг с другом, и вопрос о том, насколько успешно удается играть в маскулинность, становится принципиальным. Однако самый главный страх здесь даже не боязнь проиграть, намного хуже — не попасть в игру, или из нее выпасть.

Не быть женщиной

Лейтмотив всего фильма — идея скуки и то, как мучительно она переживается героями. Через этот аспект зрителям показывают, какие неприятности грозят мужчинам, которые оказываются вне игры в маскулинность. И первая из них — находиться дома. Поскольку хранительницей домашнего очага во все времена была женщина, то сидеть дома для мужчины означает в какой-то степени рисковать своим мужским статусом, своей мужественностью. И Шерлок в картине не просто демонстративно страдает от скуки, находясь дома, но и еще стреляет в стены, пытаясь разрушить дом. Не говоря уже о том, что прибраться или сходить в магазин Шерлок считает ниже своего достоинства, потому что подобная деятельность поставила бы под сомнение мужественность, которую раз достигнув, приходиться постоянно удерживать.

Быть взрослым

Для общества, однако, важно не только, чтобы мужчина отличался от женщины, но принципиально важно, чтобы он был взрослым, иными словами, не был ребенком. Лежать на диване в шелковом халате, пока миссис Хадсон готовит чай, Шерлоку не по душе. На подсознательном, интуитивном уровне Холмс понимает, что чувство уюта, безопасности, леность как синоним непроизводительности, бесполезное времяпрепровождение — прерогатива детства. Общество же требует для себя взрослых мужчин, способных действовать.  

Действовать

И как только в картине случается убийство, Шерлок преображается, он счастлив действовать, выкрикивая: «Я весь пылаю». Потому что с социальной точки зрения мужской гендер «говорит» нам про необходимость работать, и обязательно с результатом, доводить дело до конца. Причем действие должно быть полезным для группы, функциональным. Пустые действия — достать мобильный телефон, принести чай, подать газету — Шерлок поручает Ватсону, который в картине играет как мужскую, так и женскую роли. Необходимость постоянно действовать результативно Елена Бердышева назвала «рутиной мужского». Иными словами, порыв Шерлока действовать так, как он действует — это порыв, исходящий не из каких-то светлых побуждений, а рутинный. Не случайно Холмс говорит Ватсону: «Не превращай людей в героев, героев — нет. А если и есть, то я не из их числа».

Интеллектуально охотиться

Во всех обществах охота была почетным и исключительно мужским занятием (даже там, где она не являлась основным способом добывания пищи). Причем охота чаще всего не отделима от функции защиты. Однако совершенно очевидно, убеждена Елена Бердышева, что в интерьерах современного города грубое мужское занятие приобрело некоторое изящество, став в первую очередь занятием интеллектуальным. В картине Шерлок много говорит о важности думать, мыслить и рассуждать. При этом важно еще делать все это в условиях жестких дедлайнов.

Образ мужественности, который описывает фильм, весьма необычен. И в первую очередь своим отрицанием агрессии. К примеру, в фильмах про Джеймса Бонда важны больше некие физические характеристики мужчины: выносливость, сила, ловкость и так далее. Шерлок же напротив все это высмеивает, он откровенно не соглашается играть по правилам, отстаивая идею о том, что охота должна быть изящной и аскетичной. В нем по-прежнему остается мужская готовность встретиться с опасностью, пойти на риск, но все-таки по возможности «не пачкая рук». Образ Шерлока Холмса в сериале, по мнению Елены Бердышевой, позволяет говорить о сексуальности интеллектуализма как новом критерии мужественности.  

У мужественности появляются новые тона. И жесткий (древний) культ мужественности сегодня конфликтует с правом быть собой

Охота — прекрасное испытание для мужественности, она позволяет понять, кто настоящий мужчина, а кто — подделка. И чтобы в этом разобраться, достаточно проследить, кого сценаристы «назначили» жертвами и преступниками.

Наиболее показательным, по мнению Елены Бердышевой, стал эпизод, в котором Шерлок расследует смерть охранника. В картине жертва описывается словами его девушки: «Он был таким хорошим и таким родным». И, тем не менее, его все равно убили. Почему? Ответ на этот вопрос, как считает докладчик, следует искать в том, что для общества по большему счету не так важно, насколько мужчина является хорошим или плохим, намного важнее, насколько успешно он справляется со своей ролью. Охранник в этом смысле со своей ролью не справлялся совсем. В картине Шерлок называет его смотрителем, иными словами охранник не действовал, а только наблюдал жизнь. Он любил смотреть на звезды, в его комнате нашли телескоп, но звезд с неба не хватал и даже свою гениальную догадку о поддельной картине в галерее, в которой работал, не смог довести до общественности. Такой герой проигрывает в большой игре в маскулинность, поэтому быстро выходит из нее.

Следующая жертва — пловец-подросток — подтверждает идею о том, что мужчина не должен быть ребенком. Эта жертва не заслужила даже того, чтобы появиться на экране, о ней говорят вскользь и показывают фотографию. Также к не-мужчинам, или недомужчинам отнесли домашнего слугу — преступника, которого Холмс высмеивает за излишнюю склонность к стерильности. Он как бы «обслуживает» жизнь вместо того, чтобы ею управлять. Еще одна преступница — мужеподобная куратор — доказывает идею о том, что в современном мире тяга мужчин к деньгам уже не достаточна, чтобы казаться в обществе успешным. Еще одна жертва — индус-агент, абсолютно не справившийся со своими профессиональными обязанностями. И завершает этот список брат-убийца — горе преступник, погрязший в долгах, не способный обратить в свою пользу добытый трофей. Все эти герои — антиподы настоящих мужчин в том представлении, которое предлагают авторы сериала.

Культурная тоска по бигмену

Термин «большого босса», «бигмена» используют в этнографической литературе для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием в своих общинах. У такого классического традиционного мужчины есть определенные установки на приоритет общественного интереса над частным, собственным. Бигмен в обществе, как правило, удерживает границы сообщества, причем важно, что теперь это сообщество не обязательно должно быть скреплено родовыми связями. Большой босс пропагандирует идею о том, что настоящему мужчине важнее отдавать, чем получать, важнее заботиться об общественном благе, нежели о личном счастье. Он также отвечает за то, чтобы его группа не просто потребляла, но и что-то создавала.

Неоднозначно по поводу маскулинности Шерлока в сериале отозвались и участвовавшие в дискуссии мужчины, поставив под большое сомнение мужественность главного героя, назвав Шерлока и вовсе бесполым существом

Однако фигура Шерлока Холмса совершенно не похожа на образ большого босса, и это вынуждает, по мнению Елены Бердышевой, общество тосковать по бигмену. По большому счету, вопрос, кого защищает Шерлок Холмс в ходе своей интеллектуальной охоты, остается открытым. Государство ему не интересно, спасенные жертвы Мориарти для него скорее «трофеи» славных побед, тешившие самолюбие, нежели некая высокая цель борьбы со злом.

Однако, как считает Елена Бердышева, эволюция культа мужественности в обществе неизбежна, потому что представление о мужественности сильно зависит от того, как меняется общество. Европейское общество, показанное в фильме в качестве фона, индивидуалистичное, в нем большое внимание уделяется праву быть собой, даже через отказ от каких-то гендерных стереотипов. У мужественности появляются новые тона. И жесткий (древний) культ мужественности сегодня конфликтует с правом быть собой. Однако именно через этот конфликт современный мужчина получает возможность обрести это право быть собой. «Фактически такая роскошь, как «просто жить» и Шерлоку дает возможность в том числе спокойнее проживать периоды своего бездействия. Однако легитимация этого — дело будущего. Сейчас же эволюция мужественности проходит болезненно, и чтобы принять ее потребуется мужество от всех участников социального общества без исключения», — заключила Елена Бердышева.

Жертвоприношения отцу

Профессор кафедры анализа социальных институтов Елена Рождественская, принявшая участие в дискуссии в качестве эксперта, отметила у сериального Шерлока нерешенный эдипальный конфликт, возникшей, скорее всего, из-за властного доминантного отца и совершенно не заметной, скрывающей свой потенциал матери. Не решенный эдипальный конфликт означает, что Шерлок (в отличие от своего старшего, встроенного в социум брата) не смог до конца пройти инициацию взрослого мужчины, и встретиться со своим внутренним отцом. Некий эскапизм (индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий) как бегство от тяжелого вызова в натуре Шерлока Холмса. Отец, перешедший уже на символический уровень, постоянно нуждается в неком жертвоприношении. И Шерлок вынужден постоянно разгадывать головоломки, шарады, ребусы, убийства, которым нет числа, чтобы самоутвердиться, доказав отцу свою значимость. По мнению Елены Рождественской, психосоматика Шерлока, его подавленная сексуальность важный аргумент в пользу того, что мужественность Холмса дефектная, околонормативная. Проблемы с отцом и старшим братом — словно нависшая тень над личностью сыщика и это, безусловно, отражается на его характере.

Неоднозначно по поводу маскулинности Шерлока в сериале отозвались и участвовавшие в дискуссии мужчины, поставив под большое сомнение мужественность главного героя, назвав Шерлока и вовсе бесполым существом. Во-первых, потому что с женщинами у него были явные проблемы, а во-вторых, потому что Шерлок часто «капризничал», заставляя Ватсона с собой носиться. Однако как тогда объяснить такую популярность сериала у зрителей? На этот вопрос ответил первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев, сказав, что отклонение от нормы всегда интереснее самой нормы, особенно в тех странах, где традиционно существует много правил, условностей и ограничений.

Вам также может быть интересно:

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.

Люди без памяти

Что делает с современным человеком культ скорости.

Работа на миллион

Что такое массовые профессии и есть ли у них будущее.