• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология: в поисках утраченной теории

16 апреля в Высшей школе экономики прошел круглый стол «Новые тенденции в развитии социологической теории», организованный Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ.

В 2010 году Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ проводит серию круглых столов, посвященных новым тенденциям в развитии теоретических исследований в социальных и гуманитарных науках (экономике, социологии, психологии, филологии, истории), а также новым направлениям в философии. Об этом напомнил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, заместитель директора ИГИТИ Андрей Полетаев, открывая  второй из запланированных круглых столов (первый — «Новые тенденции в развитии экономической теории» — состоялся 1 марта).

Несмотря на то, что методологические проблемы современной социологической теории обсуждаются в последнее время довольно часто, круглый стол ИГИТИ вызвал большой интерес. Список основных участников обсуждения оказался весьма представительным: ведущий научный сотрудник Центра фундаментальной социологии (ЦФС) ИГИТИ Светлана Баньковская, старший научный сотрудник ЦФС ИГИТИ Виктор Вахштайн, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Гофман, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Инна Девятко, руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин, заведующий отделением культурологи ГУ-ВШЭ Виталий Куренной, заведующий кафедрой социологии Московского педагогического государственного университета Тимур Миняжев, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Владимир Николаев, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Александр Филиппов. Само собой, круглый стол  привлек внимание не только «мэтров», но и студентов, которых собралось на встрече немало.

Дискуссию предварило выступление доцента кафедры социологии филиала ГУ-ВШЭ в Санкт-Петербурге Михаила Соколова, в котором было намечено проблемное поле круглого стола. Название доклада прозвучало вполне провокационно: «Развивается ли социологическая теория после 1984 года?». В рамках, по крайней мере, двух научных направлений, наиболее близких автору доклада — теории национализма и исследования науки и технологии (Science & Technology Studies), — существует блок «базовой» литературы, которая и является теоретической основой этих дисциплин. Все работы принадлежат приблизительно одному периоду начала 1980-х (1982–1984 годы). Далее эта литература «обрастает» доработками, эмпирическими исследованиями, комментариями. Однако ничего принципиально нового, способного что-то добавить к уже сложившемуся теоретическому базису, с 1984 года не выходит. Собственно, сегодня, по мнению Михаила Соколова, ученые вынуждены обращаться к тем же работам, к которым обращалось и предыдущее поколение исследователей.

Для того чтобы проследить, насколько верно это наблюдение применительно к социальной науке в целом, Михаил Соколов обратился к учебникам по социологии. Такой ход представляется  весьма обоснованным. С одной стороны, университетские учебники призваны репрезентировать «нормальную» науку, причем в рамках заданной учебной программы, то есть они всегда обусловлены некими институциональными нормами. С другой стороны, учебники не могут быть лишь копией существовавших ранее, ведь любой жанр (и жанр университетских учебников не исключение) предполагает, что при «переписывании» старой информации к ней добавляется и что-то новое.

Докладчик отметил следующую тенденцию: корпус классиков, которые упоминаются в проанализированных им учебниках, неизменно «стареет». Действительно, большая часть любого учебника, сколько-нибудь претендующего на академичность, посвящена уже проверенным классикам, но здравый смысл говорит, что в каждом поколении появляются ученые, которые двигают науку вперед — новые исследователи должны вытеснять старые концепции, предлагать свежие и более релевантные теории. Однако сегодня, как заключил Михаил Соколов, наиболее цитируемые в научной литературе социологи-теоретики в учебники почти не попадают.

Доклад предложил действительно интересную перспективу рассмотрения темы, что было не раз отмечено в ходе дискуссии. Во-первых, такой ракурс выявляет проблемы жанра «университетский учебник», указывает на разрыв между содержанием современных социологических исследований и той социологией, которая преподается в аудиториях. Во-вторых, он отражает отсутствие новых идей и теорий, сопоставимых по значимости с «классическими», то есть, возможно, позволяет говорить даже о кризисе в социологической теории и методологии.

Эту точку зрения поддержал Виктор Вахштайн, отметив, что социология в поисках своего теоретического основания, объяснительных схем и моделей вынуждена сегодня обращаться либо к философии, либо к таким смежным дисциплинам, как теория литературы, лингвистика и другие. По мнению Виталия Куренного, отсутствие «омоложения» канона социологии является весьма специфическим и показательным фактом — не столь уж характерным для других гуманитарных дисциплин.

С констатацией кризиса отчасти согласился и Александр Гофман. Однако, предостерегая от радикальных выводов, он заметил, что декларативное отбрасывание старого в действительности вовсе не является признаком продвижения теории вперед — ведь кумулятивный аспект преобладает над дискретным, а научные революции происходят не каждый день. То, что сегодня называется «старым», может оказаться намного более перспективным и свежим, чем те теории, которые демонстративно претендуют на новизну.

Вступительный доклад спровоцировал и постановку критически ориентированных  вопросов. Прежде всего: насколько отражает отобранный для исследования материал современное состояние социологической теории? Серьезный недостаток такого отбора, считает Владимир Николаев, связан с тем, что в учебниках представлены преимущественно лишь «большие» теории, в то время как новое сегодня зачастую происходит именно в «малых», узко специализированных исследовательских областях. Светлана Баньковская была в своем выступлении еще категоричнее, подчеркнув, что обсуждение теоретических проблем социологии с помощью эмпирического исследования университетских учебников является тревожным для теории симптомом.

Другой неоднократно ставившийся в ходе обсуждения вопрос:  насколько продуктивны научные изыскания в области «социологии социологии»? И что может являться целью таких изысканий? Как полагает Инна Девятко,  повышенная чувствительность к новым тенденциям и связанный с ней постоянный пересмотр теоретических оснований может не способствовать, а, наоборот, препятствовать продуктивной научной деятельности. По убеждению Бориса Дубина, первичной в теоретических построениях должна быть постановка проблем, для которых, собственно, требуется теория, — отсутствие таких проблем (неготовность или нежелание их поставить) и способствует теоретическому кризису.

Не обошлось и без дискуссии о терминах. Тимур Миняжев обратил внимание собравшихся на тот факт, что понятие «социологическая теория» часто путается и смешивается с более широким понятием — «социальная теория», в результате чего классики социологии становятся классиками социальной теории.

В завершающем выступлении Александр Филиппов резюмировал: рано или поздно современные социологи обязаны вернуться к содержательному обсуждению как теоретических проблем фундаментальной социологии, так и теоретических проблем конкретных областей социологической теории. И чем раньше это произойдет, тем лучше именно для социологии как науки.

Алексей Плешков, стажер-исследователь ИГИТИ, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.